Осмеяние самоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»
Рассказ «Хамелеон» был впервые напечатан в журнале «Осколки» в 1884 году. Как во многих других рассказах этого времени , Чехов разоблачает в нем самодурство представителей власти и рабское сознание людей.
В одном эпизоде Чехов отразил типическое явление действительности — «хамелеонство». Это передано уже в заглавии рассказа. Как ящерица-хамелеон меняет свою окраску в зависимости от обстоятельств, так и городовой Очумелов меняет свое поведение в зависимости от того, с кем имеет дело: угодлив по отношению к сильным и деспотичен по отношению к слабым.
Комическую основу рассказа составляет несоответствие: незначительность важного для героев вопроса и серьезный, страстный тон обсуждения этой несерьезной «проблемы».
Комический эффект усиливается самим построением центрального эпизода: это цепь «превращений» Очумелова. Причем «хамелеоном» оказывается не только представитель власти, но и пострадавший Хрюкин, и обывательская толпа.
Шесть раз городовой Очумелов меняет свою позицию: то он принимает вид человека «власть имущего», говорит строго, величественно «шевеля бровями», глубокомысленно «обдумывая положение», и принимает строгое решение: наказать хозяина «безнадзорной» собаки, а самого пса уничтожить. Очумелов уже предчувствует удовольствие «сорвать штраф» с хозяина собаки, как внезапно в толпе кто-то высказывает предположение, что собака принадлежит генералу. Очумелов тут же принимает другую «окраску». Он берет под защиту собаку, и виновником оказывается Хрюкин: «Ты ведь известный народ!
Знаю вас, чертей… Не рассуждать!»
Резкими переходами в речи главного персонажа Чехов достигает комического эффекта: обнаруживается то деспотическая, то рабья сущность натуры Очумелова. У читателя создается впечатление, что самоуправство, деспотизм и угодничество — одинаковые увечья.
Показывая одновременно с «трансформациями» Очумелова превращения Хрю-кина, Чехов подчеркивает типичность хамелеонства. Толпа обывателей, занимающая выжидательную позицию, дополняет общую картину угодничества, рабского сознания, создающих условия для процветания Очумеловых. В рассказе Чехова оба порока: и самоуправство, и угодничество выглядят одинаково унизительными для человека.
Осмеяние самоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»