Основной конфликт лирики Маяковского
Первые два крупных эпических произведения «Мистерия Буфф» (1920-1921) и «150 000 000» (1920), свидетельствуют о настойчивых поисках новых принципов художественного отражения революционной действительности. В их обобщенно плакатном стиле отчетливо проступает стремление поэта опереться на фольклорные традиции, использовать опыт народной драмы, былинного эпоса. В «Мистерии Буфф» русская революция развертывается во вселенной но остроумно переосмысленной сюжетной схеме библейских легенд о всемирном потопе, смывающем испокон века существовавшую власть «чистых». Поэма «150 000 000», с, главным героем Иваном в центре, близка богатырскому эпосу. Гиперболизм ее образов обусловлен стремлением поэта представить революцию как величайшее в мире чудо, а подлинным творцом поэмы — своеобразного зеркала, в котором восставшие массы могли бы увидеть себя во всю свою мощь и рост, — поэт хотел представить народ революционной России (этим и объясняется первое издание поэмы без имени автора). В первом анонимном издании указание на «автора» содержится в начальных строках: «150 000 000 мастера этой поэмы имя» (1, 317).
Гиперболизм образов и крайний экспрессионизм формы обоих произведений были обусловлены всей напряженной атмосферой того времени, страстным ожиданием близящейся всемирной революции. Развивающееся в такой атмосфере искусство не могло не быть романтическим по своему пафосу, не случайно его задачей утверждалась «выработка синтетического монументального стиля» в форме «иреобраялепного реализма».8 Эта задача была близка Маяковскому, однако в своих первых крупных послеоктябрьских произведениях он не преодолел еще идущую от футуризма усложненность формы и нигилистическое отношение к классике. Именно это послужило причиной критического отзыва В. И. Ленина о поэме «150 000 000».
Дальнейшие поиски Маяковского в создании эпоса революции были связаны с преодолеваем подобных ошибок; эти поиски увенчались шедеврами героической эпики — поэмами «Владимир Ильич Ленин» (1924) и «Хорошо» (1927). Путь к этим поэмам шел не только через глубоко диалектическое осмысление революционной эпохи, но и через практику реального и многообразного участия поэта в борьбе за строительство социализма, его «чернорабочего» подвига поэта-газетчика. Маяковский сразу откликнулся на призыв ЦК партии с начала гражданской войны организовать массовую агитацию, он включается в работу «Окон сатиры РОСТА», находя тем самым выход своей поэзии к совершенно новому массовому читателю. Именно здесь в прямом смысле ему открывается возможность приравнять «к штыку» свое поэтическое «перо». Агитпоэзия Маяковского продиктована оптимистическим ощущением единства поэта с народом. Он пишет, снабжая собственными рисунками, короткие и меткие стихи, заостряющие внимание на самых существенных проблемах текущей действительности, прежде всего — задачах защиты республики от врага, проблемах хозяйственного строительства. Два с половиной года, начиная с 1919 г.
, отдал Маяковский работе в РОСТА, тщательно добиваясь предельной точности и емкости стиха, карикатурного штриха в рисунке. О своей работе вместе с другими сотрудниками РОСТА поэт впоследствии писал: «мы…
Революционизировали вкус, подымали квалификацию плакатного искусства, искусства агитации. Если есть вещь, именуемая в рисунке «революционный стиль», — это стиль наших окон».
Основной конфликт лирики Маяковского