Основной сюжет повести «Палата № 6»
Одна из наиболее интересных, на мой взгляд, повестей — это » Палата №6″,в которой рассказывается о провинциальной больнице и докторе, назначенном туда. Герои повести — Громов Дмитрий Иванович и Рагин Андрей Ефимович. Громов один из пациентов палаты №6 , «единственный умный человек», вернее, сохранивший какой-то разум, человек, ощутивший на себе «прелести» палаты.
Громов дико рвется на свободу, в отличие от остальных больных и мыслил он разумно, явно осознавая, что он говорит, но был болен манией преследования.
Именно с ним случайно встретился доктор, из любопытста пошедший за сумашедшим — евреем — попрошайкой Моисейкой в маленький флигилек на задворках больницы. Они заводят с Громовым философские споры. Чехов сталкивает представителей обеих сторон, обоих классов.
Рагин живет мыслями древних философов, » стремится к разумению жизни и полному презрению к глупой суете мира», эти убеждения были сходны с философией Марка Аврелия, римского императора II века до н. э., проповедавшего стоицизм.
Но Громов, услышав это, разражается страстной речью о том, что «… все это философия, самая подходящая для российского лежебоки… Нет, сударь, это не философия, не мышленье, не широта взгляда, а лень, факирство, сонная дурь. Страдание презираете, а небось прищемишь вам палец дверью, так и заорете во все горло!» В уста Громова Чехов вложил свое мнение о буржуазии, о ее лицемерности, готовности » посочувствовать» бедным и угнетенным и тем самым уверовать в свое благородство. Об одном из романов Г. Сенкевича Чехов с убийственной иронией пишет: » Цель романа: убаюкать буржуазию в ее золотых стенах.
Буть верен жене, молись с ней по молитвенику, наживай деньги, люби спорт — и твое дело в шляпе… Буржуазия очень любит так называемые » положительные» типы и романы с благополучными концами, так как они успокаивают ее мысли, что можно и капитал наживать, и невинность соблюдать, быть зверем и в то же время счастливым.»
Поэтому в рассказах Чехова острые, больные вопросы времени тревожат читателя именно своей неразрешенностью. В конце произведения Чехов обычно показывает, что все осталось на своих местах и тем самым побуждают читателя к действию, к активному протесту. «Нужно, чтобы общество осознало себя и ужаснулось»,- читаем мы в «Палате №6», это, я думаю, и явилось основной целью творчества Чехова.
» Доктор Андрей Ефимович Рагин — замечательный в своем роде человек», приехал в городок, в котором разворачивается действия повести, молодым и полным сил. Это был неглупый, уравновешенный, вежливый человек. Он никогда не чувствовал призвания к медицине, но, по настоянию отца, закончил курс и был отправлен в уездный городишко. Рагин сразу заметил, что в этом городе больница — «учреждение безнравственное и в высшей степени вредное для здоровья», там не лечили, там приканчивали. И что же?
Он что-то изменил, ввел новые порядки? Нет! » Если физическую и нравственную нечистоту прогнать с одного места, то перейдет в другое; надо ждать, когда она сама выведется», — считал молодой доктор. И проводя вечера за кружкой пива с другом, пришел к истине: » при всякой обстановке мы сможем найти успокоение в самих себе».
Он обленился, редко появлялся в больнице.
Жизнь, каждый день ее, становилась похожей на бесконечно повторяющийся сон. Что ему до больных?
И тут Чехов очень умно и тонко обрывает череду диванно — философских рассуждений сонного и достаточного горожанина, такого, как доктор Рагин, предлагая лучший способ: встать на место людей, которых подобные господа иногда замечают и относятся с снисходительным презрением. По воле роковой случайности Рагин попадает в эту забытую богом и людьми палату №6, маленький флигелек на задворках провинциальной больницы. Он ощутил на себе кулаки сторожа, отставного солдата Никиты, «принадлежащего к числу тех простодушных, положительных людей, которые больше всего на свете любят порядок и поэтому убеждены, что ИХ надо бить».
Это «их» в повести относится, конечно, к душевнобольным пациентам, но этим » их» Чехов имел ввиду большую часть бесправного, бедного населения России, над которыми стояли с кулаками вот такие же положительно тупые люди с выражением лица, как у степной овчарки.
Рагин, попав в палату, понимает правду Громова, и правду угнетенных, социально незащищенных, бедных людей. Попав туда, понимает, как это жить без носков, папирос, записной книжки в боковом кармане, как это не надевать брюк, жилета, сапог, а ходить в коротких панталонах и слишком длинной рубахе, в халате, пропахшем рыбой. Рагин проводит в палате лишь одну ночь, но для него она стала кошмаром. Он увидел жизнь глазами тех людей, которых раньше не замечал или в лучшем случае сочувствовал.
Зарешеченные окна и багровая луна, тюрьма и больница, не отличимые друг от друга; позади вздыхает человек с блестящими звездами на груди — как призрак, тень. Им овладевает отчаяние, он пытается вырваться из этого кошмара, но приходит Никита и все расставляет по местам.
» Вот она, действительность», — подумал Андрей Ефимович. И понял он наконец, » точно кто-то взял серп, воткнул в него и несколько раз повернул в груди и кишках. От боли он укусил подушку и стиснул зубы, и вдруг в голове его, среди хаоса, ясно мелькнула страшная, невыносимая мысль, что такую же точно боль должны были испытывать годами, изо дня в день эти люди, казавшиеся теперь при лунном свете тенями».
Ночью герою открылась вся правда, эта ночь пролила ясность на всю его жизнь и ложь его филисофского мировоззрения. Совесть наконец проснулась, возникло — таки, наконец, чувство вины.
Основной сюжет повести «Палата № 6»