• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Основные темы и идеи лирики А. А. Фета

 

Основные темы и идеи лирики А. А. Фета

В личности Афанасия Фета удивительным образом сошлись два совершенно разных человека: огрубелый, сильно тертый, битый жизнью практик и вдохновенный, неутомимый буквально до последнего вздоха певец красоты и любви. Сын мелкого немецкого чиновника, Фет был за взятку записан сыном орловского помещика Шеншина, который отвез мать поэта от его отца. Но обман раскрылся, и Фет в течение многих лет испытывал на себе, что значит быть незаконнорожденным.

Главное, что он потерял при этом статус дворянского сына.

Он пытался «выслужить» дворянство, но в 1913 году армейская и гвардейская лямки ничего не дали. Тогда он женился по расчету на старой и богатой женщине, стал жестоким и скупым сельским хозяином-эксплуататором. Революционерам и даже либералам Фет никогда не сочувствовал и, чтобы достичь желаемого дворянства, долго и громко демонстрировал свои чувства. И только когда Фету было уже 53 года, Александр II наложил нужную резолюцию по его просьбе. Доходило до смешного: если тридцатилетний Пушкин считал оскорблением дарованное ему царем камер-юнкерское звание , то этот российский лирик специально выхлопотал себе камер-юнкерство уже в 70 лет.

И при этом Фет писал божественные стихи. Два человека жили в одной оболочке. Но какая сила чувства, мощь поэзии, какое страстное, юношеское отношение к красоте, к любви!

Поэзия Фета недолго имела успех у современников в сороковые годы, а в 70-80-х годах это был успех камерный, отнюдь не массовый. Но массам Фет был знаком, хотя они не всегда знали, что популярные романсы, которые они распевают — на слова Фета. «Долго буду я в молчании ночи тайной…», «Какое счастье! И ночь, и мы одни… «, «Месяцем был полный сад… «, «В дымке-невидимке» и, конечно,» Я тебе ничего не скажу…» и «На заре ты ее не буди… » — вот лишь некоторые стихи Фета, положенные на музыку разными композиторами.

Лирика Фета тематически крайне бедна: красота природы и женская любовь — вот и вся тематика. Но какой огромной мощи достигает Фет в этих узких пределах. Вот стихотворение 1883 года:

Только в мире и есть,

Что тенистый дремлющий кленовый шатер

Только в мире и есть, что лучистый Детский задумчивый взгляд…

Только в мире и есть этот чистый влево, бегущий пробор.

Философской его лирику назвать трудно. Мир поэта очень узкий, но какой же он прекрасный, полный изящества. Грязь жизни, проза и зло жизни не проникали в его поэзию никогда. Прав ли он в этом? Видимо, да, если видеть в поэзии «чистое искусство».

Красота и должна быть главной в ней. Гениальная лирика природы Фета: «Я пришел к тебе с приветом…», «Шепот. Робкое дыхание… «,»Какая грусть! Конец аллеи… «,» Это утро, радость эта… «,» Жду я, тревогой объят… » и множество других лирических миниатюр. Они разнообразны, непохожие, каждая являет собой неповторимый шедевр.

Но есть общее: во всех них Фет утверждает единство, тождество жизни природы и жизни человеческой души. И поневоле задумываешься: где источник, откуда эта красота? Или произведение это Отца небесного? Или источник всего этого — сам поэт, его умение видеть, его свет, открытая красоте душа, которая ежесекундно готова славить окружающую красоту? В своей лирике природы Фет выступает как антинигилист: если для Тургеневского Базарова «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», то для Фета природа — единственный храм, храм любви, а во-вторых — храм для вдохновения, умиления и молитвы красоте.

Если для Пушкина любовь была проявлением высшей полноты жизни, то для Фета любовь это единственный смысл человеческого бытия, единственная вера в него и сама природа любит — не вместе с человеком, а вместо него . В то же время Фет считает человеческую душу частицей небесного огня, божьей искрой , которая послана человеку для откровений, дерзаний, вдохновения . Странные поздние стихи Фета, 80 — 90-х годов.

Старик в жизни, в поэзии он превращается в горячего юношу, у которого все мысли об одном — о любви, о буйстве жизни, о трепете молодости . Возьмем стихотворение «Я тебе ничего не скажу…», в котором высказано мнение о том, что языком слов нельзя передать жизнь души, тонкости чувства. Поэтому любовное свидание, как всегда, в окружении роскошной природы, открывается молчанием: «Я тебе ничего не скажу…».

Вторая строка уточняет: «Я тебя не встревожу ничуть».

Так, как свидетельствуют другие стихотворения, его любовь может и встревожить, взволновать девственную душу его избранницы. Есть и другое объяснение, оно в последней строке второй строфы: его «сердце цветет», подобно ночным цветам, о которых сообщается в начале строфы. «Я дрожу» — или от ночного холодка или от каких-то внутренних душевных причин. И поэтому конец стихотворения зеркально повторяет начало: «Я тебя не встревожу ничуть, я тебе ничего не скажу».

Стихотворение привлекает тонкостью и изяществом выраженных в нем чувств и естественностью, негромкой простотой их словесного выражения.



Основные темы и идеи лирики А. А. Фета

Другие сочинения по теме:

  1. Основные темы лирики Фета — природа и любовь Афанасия Афанасьевича Фета с полным правом можно назвать певцом природы. В пейзажной лирике он достиг блистательных художественных высот, подлинной реалистической...
  2. Основные мотивы лирики Фета Лирика Фета по тематике не очень разнообразна. Это в основном темы любви, природы, личностные переживания — темы, которые присущи практически...
  3. Основные темы и идеи произведений А. И. Куприна В мировой литературе вообще, а в русской литературе особенно, проблема взаимоотношения человека с окружающим его миром занимает большое место. Личность...
  4. Основные темы и мотивы лирики Н. М. Рубцова Самые сокровенные моменты жизни Н. М. Рубцова связаны с написанием стихов. Лейтмотив его произведений: «из души живые звуки в стройный...
  5. Основные темы и мотивы всей лирики Лермонтова В одном из последних стихов Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» (1841) объединены основные темы и мотивы всей его лирики....
  6. Сатирические произведения В. Маяковского. Основные темы, идеи и образы Май Сатирические произведения поэт создавал на всех этапах своего творчества. Уже в ранней сатирической поэзии В. Маяковский использует весь арсенал...
  7. Основные темы, идеи, образы стихотворений В. В. Маяковского Большое место в многогранном поэтическом творчестве Маяковского занимает сатира. Сатира — вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки....
  8. Тема: Основные темы и мотивы лирики М. Лермонтова Гибель, «солнца русской поэзии» Александра Пушкина вызвала трагедию души у нового русского гения — Михаила Юрьевича Лермонтова. Его музыкальная поэзия...
  9. Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова Описание событий в романах и других произведениях Михаила Юрьевича Лермонтова испытало на себе влияние как романтизма, так и реализма. В...
  10. Основные темы и идеи произведений И. А. Бунина, А. И. Куприна. Краткое изложение текста В литературе вообще, а в русской литературе в особенности, проблема взаимоотношения человека с окружающим его миром занимает очень существенное место....
  11. Сочинение на тему: основные темы и мотивы пушкинской лирики срочно надо А. С. Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармонию и непосредственно жизнь. Горячо и страстно он не только жил,...
  12. «Вечные» темы в лирике А. А. Фета После Пушкина в России был еще один «радостный» поэт — это Афанасий Афанасьевич Фет. В его поэзии нет мотивов гражданской,...
  13. Творчество Афанасия Афанасьевича Фета одна из вершин русской лирики Фет — поэт великий, поэт гениальный. Сейчас в России нет человека, который не знал бы стихотворений Фета. Ну, хотя бы...
  14. Основные мотивы и образы поэзии А. А. Фета В русской поэзии трудно найти поэта более «мажорного», чем Афанасий Афанасьевич Фет. Поэзия Фета, на мой взгляд, — одна из...
  15. Вечные темы в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета Девятнадцатый век щедро одарил человечество бесценными духовными сокровищами. Среди замечательных писателей и поэтов этого поистине золотого века достойное место принадлежит...
  16. Темы, идеи, образы повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Странное чувство охватывает читателя, удосужившегося прочитать старинную повесть Н. Карамзина. Казалось бы, чем может нас тронуть судьба крестьянки, обманутой богатым...
  17. Психологизм любовной лирики Фета («Сияла ночь») Наверное, любой, кто прочтет эти удивительные строки великого русского поэта А. А. Фета, не задумываясь, ответит на вопрос, о чем...
  18. Утонченно-чувственный психологизм любовной лирики А. Фета Не жаль мне детских игр, не жаль мне тихих снов, Тобой так сладостно и больно возмущенных В те дни, как...
  19. Основные мотивы лирики С. А. Есенина Начало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Самыми выдающимися, оставившими значительный...
  20. Европейское просвещение: основные идеи, ведущие жанры Эпоха просвещения — это значимая часть развития культуры Европы 18 века. Европейское просвещение, с одной стороны, имело общие черты в...
« Игорь Северянин — поэт серебряного века
Статья про школу »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения