• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Основные темы и идеи произведений И. А. Бунина, А. И. Куприна. Краткое изложение текста

 

Основные темы и идеи произведений И. А. Бунина, А. И. Куприна. Краткое изложение текста

В литературе вообще, а в русской литературе в особенности, проблема взаимоотношения человека с окружающим его миром занимает очень существенное место. Личность и среда, индивидуум и общество — об этом размышляли многие русские писатели XIX века. Плоды этих размышлений отразились во многих устойчивых формулах, например, в известной фразе «среда заела». Заметно обострился интерес к этой теме в конце XIX — начале XX века, в эпоху, переломную для России.

В духе гуманистических традиций, унаследованных от прошлого, рассматривают этот вопрос такие писатели-реалисты, как И. Бунин, А. Куприн, В. Короленко, используя при этом все художественные средства, которые стали достижением рубежа веков.

Проблема человека и окружающего его мира может быть рассмотрена на примере произведений А. Куприна. Описание событий в романах и других произведениях этого писателя было долгое время как бы в тени, его заслоняли яркие представители современной ему прозы. Сегодня произведения А. Куприна вызывают большой интерес.

Они привлекают читателя своей простотой, человечностью, демократичностью в самом благородном смысле этого слова. Мир героев А. Куприна пестр и многолюден. Он сам прожил яркую, наполненную многообразными впечатлениями жизнь — побывал и военным, и конторщиком, и землемером, и актером бродячей цирковой труппы. А. Куприи много раз говорил, что не понимает писателей, которые не находят в природе и людях ничего интереснее себя. Писателю очень интересны человеческие судьбы, при этом герои его произведений — чаще всего не удачливые, преуспевающие, довольные собой и жизнью люди, а, скорее, наоборот.

Но А. Куприн относится к своим внешне неказистым и невезучим героям с той теплотой человечности, которая всегда отличала русских писателей. В персонажах рассказав «Белый пудель», «Тапер», «Гамбринус», а также многих других, угадываются черты «маленького человека», однако писатель не просто воспроизводит этот тип, но заново переосмысливает его. Рассмотрим это на примере очень популярного рассказа Куприна «Гранатовый браслет».

Рассказ был написан в 1911 году. В основе его сюжета — реальное событие — любовь телеграфного чиновника Желтого П. П. к жене важного чиновника, члена Государственного Совета Любимова. Об этой истории вспоминает сын Любимовой, автор известных воспоминаний Лев Любимов. В жизни все закончилось иначе, чем в рассказе

А. Куприна — чиновник принял браслет и перестал писать письма, больше о нем ничего не известно. В семье Любимовых этот случай вспоминался как странный и курьезный. Под пером же писателя он предстает как печальная и трагическая история жизни маленького человека, которого возвысила и погубила любовь. Это передается через композицию произведения.

В нем дастся обширная, неторопливая экспозиция, которая вводит нас в экспозицию дома Шеиных. Сама история необыкновенной любви, история гранатового браслета рассказывается таким образом, что мы видим ее глазами разных людей: князя Василия, который рассказывает ее как анекдотический случай, брата Николая, для которого все в этой истории видится оскорбительным и подозрительным, самой Веры Николаевны и, наконец, генерала Аносова, первым предположившего, что здесь, может быть, кроется настоящая любовь, «о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Круг, к которому принадлежит Вера Николаевна, не может допустить, что это настоящее чувство, не столько из-за странности поведения Желткова, столько изза предрассудков, которые владеют ими. Куприн же, желая убедить нас, читателей, в подлинности любви Желткова, прибегает к самому неопровержимому аргументу — самоубийству героя. Таким образом утверждается право маленького человека на счастье, но и возникает мотив его нравственного превосходства над людьми, столь жестоко оскорбившими его, не сумевшими понять силу чувства, которое составляло весь смысл его жизни.

Рассказ Куприна одновременно грустный и светлый.

Его пронизывает музыкальное начало — в качестве эпиграфа указывается музыкальное произведение, — и завершается рассказ сценой, когда героиня слушает музыку в трагический для нее момент нравственного прозрения. В текст произведения входит тема неотвратимости гибели главного героя — она передана через символику света: в момент получения браслета Вера Николаевна видит красные камни в нем и с тревогой думает, что они похожи на кровь. Наконец, в рассказе возникает тема столкновения различных культурных традиций: тема востока — монгольская кровь отца Веры и Анны, татарского князя, вводит в рассказ тему любви — страсти, безрассудности; упоминание о том, что мать сестер — англичанка, вводит тему рассудочности, бесстрастности в сфере чувств, власти разума над сердцем. В финальной части рассказа появляется третья линия: не случайно, что квартирная хозяйка оказывается католичкой. Этим в произведение вводится тема любви-преклонения, которым в католичестве окружена Божья Матерь, любви-самопожертвования.

Герой А. Куприна, маленький человек, сталкивается с окружающим его миром непонимания, миром людей, для которых любовь — это род безумия, и, столкнувшись с ним, погибает. Сродни ему во многом и другой купринский герой — герой повести «Поединок» поручик Ромашов.

Повесть «Поединок» была воспринята современниками в первую

Очередь как произведение, социально направленное, в нем разглядели — они с интересом, другие с возмущением — антиармейскую тему. Так, одна из статей того времени называлась «Литературная вылазка против военных». Повесть связывали с поражением русской армии в войне с Японией. Современников поразило то, как правдиво и беспощадно показал писатель деградацию офицерства, быт и нравы армейских служак.

Однако сегодня в произведении обращает на себя внимание преимущественно его нравственная проблематика. Само название «Поединок» многозначно: это и дуэль в финале повести, и столкновение поручика Ромашова с отупляющим душу укладом офицерской жизни, и внутренний поединок Ромашова с самим собою.

В отличие от Желткова, который обрисован пунктирно, главный герой «Поединка» раскрыт психологически подробно и убедительно. О том, кто такой поручик Ромашов, можно спорить — образ этот неоднозначен. В нем угадываются черты маленького человека — он неказист внешне, порой даже смешон: «Ромашов вдруг с поразительной ясностью представил себя, свои калоши, шинель, бледное лицо, близорукость, свою обычную растерянность и неловкость».

В начале повести он живет мечтой, но сама мечта его в чем-то убога — он видит себя «ученым офицером генерального штаба, подающим громадные надежды», представляет себя то блестящим военным, удачно подавляющим бунт рабочих, то военным шпионом в Германии, то героем, увлекающим за собой целое войско .

Однако жизнь вносит свои коррективы в его мечты: оплошность во время смотра сделала их несбыточными, но она же сыграла огромную и благотворную роль: происходит нравственное очищение героя страданием, его внутренним прозрением. Он становится способным сострадать ближнему, ощущать чужое горе, как свое. Встретив несчастного, забитого солдата Хлебникова, он обращается к нему с библейскими словами: «Брат мой».

В Ромашове все отчетливее прорисовываются черты лишнего человека, его нравственное чувство приходит в противоречие с окружающей его жизнью. Особенно ярко это проявляется в сфере личных чувств, его любви к Шурочке Николаевой. Любовь Ромашова, чистая и трогательная, сталкивает его с жестокостью и бесчеловечностью всего мира. Образ Шурочки Николаевой — женщины, которая равнодушно обрекает на смерть любящего ее человека ради карьеры мужа — этот образ можно назвать в чем-то открытием А. Куприна, в чем-то его пророчеством. Ромашов соглашается на поединок, исход которого для него почти ясен, не только из-за способности к любви-преклонению, любви самоотверженной и жертвенной, как и у Желткова, но и от сознания собственной ненужности, от безысходности.

Происходит крушение мечты, и не только от сознания ее несбыточности, но и от понимания ее мелочности и суетности.

Повесть заканчивается гибелью главного героя, гибелью, близкой к самоубийству. Но в авторском взгляде на жизнь нет безысходности — сама возможность высоты человеческого духа, прозрения, нравственного очищения оставляет в душе читателя чувство просветленности. Психологическая достоверность образа Ромашова, всей картины русской жизни начала века делают произведение созвучным современному читателю.

Возвращаясь к поставленному в начале вопросу — «человек и окружающий его мир» — отметим, что в русской прозе начала века представлен широкий спектр ответов на него. Мы рассмотрели лишь один из вариантов — трагическое столкновение личности с окружающим его миром, его прозрения и гибели, но гибели не бессмысленной, а содержащий в себе элемент очищения и высокого смысла.



Основные темы и идеи произведений И. А. Бунина, А. И. Куприна. Краткое изложение текста

Другие сочинения по теме:

  1. Основные темы и идеи произведений А. И. Куприна В мировой литературе вообще, а в русской литературе особенно, проблема взаимоотношения человека с окружающим его миром занимает большое место. Личность...
  2. Основные темы, идеи, образы стихотворений В. В. Маяковского Большое место в многогранном поэтическом творчестве Маяковского занимает сатира. Сатира — вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки....
  3. Сатирические произведения В. Маяковского. Основные темы, идеи и образы Май Сатирические произведения поэт создавал на всех этапах своего творчества. Уже в ранней сатирической поэзии В. Маяковский использует весь арсенал...
  4. Что значит любовь в жизни героев произведений А. И. Куприна? Как много прекрасных чувств на земле! Но самое дорогое и возвышенное — это, несомненно, любовь! Каждый поэт и писатель для...
  5. Художественное своеобразие одного из произведений А. И. Куприна Произведениям замечательного русского писателя А. И. Куприна суждена долгая жизнь. Его повести и рассказы продолжают волновать людей разных поколений. В...
  6. Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века Любви не утаишь… А. Пушкин Тема любви — одна из основополагающих тем мировой литературы. Каждый писатель непременно отдавал ей дань....
  7. «Гранатовый браслет» — одно из самых задушевных и любимых читателями произведений Куприна Чем было чувство Желткова — истинной ли любовью, окрыляющей, единственной, сильной или помешательством, сумасшествием, которое делает человека слабым и ущербным?...
  8. Европейское просвещение: основные идеи, ведущие жанры Эпоха просвещения — это значимая часть развития культуры Европы 18 века. Европейское просвещение, с одной стороны, имело общие черты в...
  9. Основные темы стихотворений А. С. Пушкина Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве разработал множество тем, которые стали традиционными для множества других русских поэтов....
  10. Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова Описание событий в романах и других произведениях Михаила Юрьевича Лермонтова испытало на себе влияние как романтизма, так и реализма. В...
  11. Основные темы и мотивы лирики Н. М. Рубцова Самые сокровенные моменты жизни Н. М. Рубцова связаны с написанием стихов. Лейтмотив его произведений: «из души живые звуки в стройный...
  12. Основные темы современной публицистики Душа грустит о небесах… С. Есенин В наше время свободы вкусов и нравов публицистические рубрики толстых журналов заполнили статьи о...
  13. Из каких произведений Куприна взяты эти фрагменты? 1. «…На несколько мгновений весь завод резко и страшно выступал из мрака, а тесный ряд черных круглых кауперов казался башнями...
  14. Тема: Основные темы и мотивы лирики М. Лермонтова Гибель, «солнца русской поэзии» Александра Пушкина вызвала трагедию души у нового русского гения — Михаила Юрьевича Лермонтова. Его музыкальная поэзия...
  15. Основные темы и мотивы всей лирики Лермонтова В одном из последних стихов Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» (1841) объединены основные темы и мотивы всей его лирики....
  16. Основные темы рубаи Омара Хайяма Омар Хайям — выдающаяся личность средневекового Востока, один из известнейших ученых в свое время, философ, математик, астроном, полиглот и поэт....
  17. К вопросу о вариативности анализа текста: урок — семинар по рассказам И. А. Бунина Идея вариативности анализа художественного текста возникла давно, но научное обоснование она получила в 70-е годы в методической системе Т. Г....
  18. О любви в произведениях Куприна и Бунина От любви не утаишь ничего: либо она высвечивает истинное благородство души человеческой, либо — пороки и низменные желания. Множество писателей...
  19. Основные темы и проблемы в романе «Мастер и Маргарита» Талант художника был у Булгакова от Бога. И то, какое этот талант получал выражение, во многом опреде — лялось и...
  20. «Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе В творчестве А. И. Куприна тема любви нашла воплощение во множестве человеческих судеб и переживаний. Далеко не одним интересом и...
« Издевательская сатира Гоголя в комедии «Ревизор
Каверин В. биография »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения