Особенности композиции «Божественной комедии» Данте
«Божественная комедия» — величайшее творение Данте. Это произведение стало итогом развития художественной, философской и религиозной мысли Средневековья и первым шагом к пути Возрождения. Главной его идеей становится постоянный поиск человеком нового пути в жизни. По своей форме это произведение — своеобразное путешествие в потусторонний мир, осуществленная поэтом в художественном воображении. Комедией он называется потому, что имеет счастливый конец, а титул «Божественная» получил из легкой руки Джованни Боккаччо. Комедия состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Это символическое изображение реальной жизни, внутренней борьбы автора и веры, которую некогда не терял Данте. Каждая часть имеет 33 песни, но «Пекло» имеет еще одну дополнительную, благодаря которой общее количество песен равняется ста. Все части заканчиваются словами «звездные потолки», так как звезда для автора — это символ небесной цели, необыкновенный ориентир в путешествии.
Первая часть под названием «Пекло» начинается рассказом о внутреннем залоге поэта, который в середине жизни сбился из правильного пути. Попытка выйти на верную дорогую через пасмурный лес, который символизирует Италию, делается на рассвете. Автор встречается из Вергилием, любимым поэтом автора, который и становится его поводырем кругами ада. Начиная из четвертой песни, мы узнаем о расположении и структуре ада, который состоит из девяти кругов. Чем меньше грех человека, тем более легкое наказание, но чем глубже он проникает в душу человека, тем страшнее наказание. И если на поверхности земли в первых кругах находятся души некрещеных грудных детей, нарушителей брачной верности и чревоугодников, то в глубине Земли страдают предатели и насильники. В центре — властитель ада Люцифер. Увидев ад, поэт лучше понимает необходимость управления в своих поступках верой, надеждой, обязанностью и любовью. Дальше поэт и его поводырь попадаются к чистилищу. За художественным представлением Данте, оно имеет вид горы, возле подножия которой содержится передчистилище; выше расположенные семь кругов, в которых очищаются от семы грехов. В конце концов, место на вершине горы — земной рай, где жили Адам и Ева. Чистилище во всем является противоположностью аду: чем выше круг, тем человечней души. В девятом кругу — встреча с душами поэтов-трубадуров. Во время подъема Данте снова находит то, что потеряло человечество: совесть, волю и ум.
Третья часть поэмы — «рай». По нему автор путешествует вместе с Беатриче, своей любимой. им раскрывается новый мир, в котором властвуют ум, добро и красота. Среда этого мира — свет, который излучается душами рая, которое двигает планеты и звезды. Мир — это также и символ знаний. На каждом из девяти неб Беатриче говорит Данте о том, что он способен понять. Рай — это возможность любви. В ней вся тайна. Путь Данте закончился. По художественной структурой «Божественной комедии» можно воссоздать залоги духовной жизни эпохи зрелого Средневековья, а за богатством переживаний поэта ощутить мысли и чувство человека Возрождения. Свою поэму Данте считал святым произведением, а главную цель человечества усматривал в том, чтобы оно вырвалось из плена эгоизма в мир новой жизни.
Особенности композиции «Божественной комедии» Данте