Особенности жанра басни
Басни И. А. Крылова
Урок посвящен особенностям жанра басни и изучению басен И. Крылова. Школьники получают Предварительное домашнее задание : прочитать басни «Волк и Ягненок», «Мартышка и Очки», «Волк на псарне», «Стрекоза и Муравей», «Петух и Жемчужное зерно», «Слон и Моська», «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Демьянова уха», «Свинья под Дубом», «Кукушка и Петух»; подчеркнуть ставшие крылатыми выражения, сделать закладки.
Класс должен работать по группам . Удобнее работать с группами, состоящими из четырех человек. Ребятам предлагается три варианта задания.
I. Особенности жанра басни
Общее задание. Сравните басни, написанные тремя разными авторами. Перечислите основные особенности жанра басни.
Карточка № 1
Сравните три басни.
«Ворон и Лисица». Авторы: Эзоп , древнегреческий баснописец; Жан де Лафонтен , французский баснописец.
«Ворона и Лисица» русского баснописца Ивана Андреевича Крылова .
Карточка № 2
Сравните три басни. Перечислите основные особенности жанра басни.
«Лисица и Виноград» Эзопа, Жана де Лафонтена, Ивана Андреевича Крылова.
Карточка № 3
Сравните три басни. Перечислите основные особенности жанра басни.
Эзоп — «Старик и Смерть».
Жан де Лафонтен — «Смерть и Бедствующий».
Иван Андреевич Крылов — «Крестьянин и Смерть».
Ученики выделяют следующие особенности басен:
1. Часто в басне действуют животные. Этим басня похожа на сказку о животных. Поступки животных напоминают поступки людей.
Иногда в баснях действуют и люди.
2. Басня изображает короткое событие поучительного характера.
3. В басне часто высмеиваются поступки героев.
4. В конце или в начале басни часто бывает мораль. Иногда она только подразумевается.
Учитель. Сравним наши выводы о жанре басни со словарным определением: » Басня — жанр сатирической поэзии, небольшое произведение, преимущественно стихотворное, нравоучительного характера. В басне аллегорически изображаются человеческие поступки и социальные отношения.
Введение в басню диалога придает ей оттенок комедийности. В начале басни иногда бывает вступление, подготавливающее читателя к дальнейшему изложению; в конце басни обычно дается краткое резюме, раскрывающее ее замысел и называемое «моралью»… Персонажи басни, помимо людей, чаще всего — животные, птицы, рыбы, насекомые, растения…
Язык басни всегда простой».
— Что нового мы узнали о басне из определения, приведенного в «Поэтическом словаре»?
Басня — жанр сатирической поэзии. В ней аллегорически изображаются люди и общество. Басня обычно состоит из трех частей: вступления, описания событий и морали.
II. Особенности басен И. Крылова
1. Определить, чем отличаются друг от друга басни с одним и тем же сюжетом, принадлежащие перу Эзопа, Лафонтена и Крылова.
2. Указать, что в них общего.
3. Подчеркнуть типично русские слова и выражения, пословицы и поговорки в баснях Крылова.
Учитель. На вопрос, почему он пишет именно басни, Крылов ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети». Обратитесь к своим карточкам.
Сравните крыловские басни с баснями Эзопа и Лафонтена, найдите в баснях Крылова народные мотивы.
— Чем отличаются басни Крылова от басен Эзопа и Лафонтена?
В первой карточке представлены басни «Ворона и Лисица» .
Сразу бросается в глаза отличие в названии крыловской басни — «Ворона и Лисица». Крылов, традиционно изображая Лису хитрой, изворотливой и находчивой, как в народных сказках, делает и Ворону особой женского пола, что позволяет Лисице сделать много комплиментов именно ее красоте. При этом финальный эпитет — Царь-птица — свидетельствует более о внешних достоинствах, нежели о возможностях стать «царем над птицами» , как у Эзопа и Лафонтена.
Лексика крыловской басни полна народных выразительных слов и выражений, обращений, поговорок: Все не впрок; взгромоздясь; близехонько; плутовка; голубушка; перушки; носок; светик; в зобу дыханье сперло. Мораль направлена против льстецов, а не против глупцов, как у Эзопа и Лафонтена.
Во второй карточке приведены басни «Лисица и виноград» .
В этой басне Крылова мораль находится не в начале, а в середине текста. Мы встречаем знакомую нам по народным сказкам кумушку Лису, хитрую, но не всегда удачливую. Здесь много народных высказываний, пословиц, поговорок: Кумушка; глаза загорелись; как яхонты; отколь; хоть видит око, да зуб неймет; пробившись попусту; оскомину набьешь. Крыловская басня иллюстрирует пословицу, включенную в текст: «Видит око, да зуб неймет». У Эзопа мораль более пространна: бессильный человек винит обстоятельства.
Лафонтен, наоборот, осуждает праздные сетования, жалобы — поэтому гордый отказ ему понятней.
В третьей карточке сравниваются басни «Старик и Смерть» .
В тексте Лафонтена приведены сразу две басни и три точки зрения: автора, Мецената и Эзопа. Они несколько отличны друг от друга. Крылов же следует за мыслью Эзопа. В крыловском варианте очень узнаваемы проблемы русского крестьянина: Подушное, боярщина, оброк — все эти социальные беды названы в тексте.
Лексика тоже узнаваема: Валежник; тащился; лачужка; кряхтя и охая; долой; она у нас не за горами, а за плечами; оторопев; вязанку; тошно.
Крыловские обвинения направлены не столько против человека, сколько против всего несправедливого жизненного уклада. Басня Крылова, как и басни его предшественников, носит философский, а не социальный или нравоучительный характер.
III. Герои басен Крылова
Задание. Соединить стрелками героев басен Крылова и те качества и понятия, которые они олицетворяют.
Волк и Ягненок Льстивые друзья
Волк на псарне Неблагодарный человек
Стрекоза и Муравей Несговорчивые друзья
Слон и Моська Несоизмеримость
Лебедь, Щука и Рак Легкомыслие и серьезность
Свинья под Дубом Коварный человек
Кукушка и Петух Хищник и жертва
— Какие человеческие пороки высмеиваются в баснях, которые вы читали дома?
— Какие словосочетания и предложения крыловских басен стали крылатыми выражениями?
Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение басни Крылова .
Особенности жанра басни