«Отговорила роща золотая…»
Стихотворение «Отговорила роща золотая…» — пример так называемой медитативной лирики , его сюжет — чувства лирического героя, подводящего итоги своей жизни. Интересно, что первое слово стихотворения — «отговорила» — глагол совершенного вида, который обозначает законченное, завершенное действие. Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Стихотворение начинается с красочного пейзажа русской осени: облетевшая роща, журавли… Однако это лишь набросок, эскиз с бегло намеченными деталями.
Главное не это. В первую очередь нас интересует настрой души лирического героя, о чем свидетельствуют постоянные есенинские эпитеты: «роща золотая», «березовым, веселым языком». Во второй строфе афористически емко прорисован жизненный путь человека: Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — Пройдет, зайдет и вновь оставит Дом.
О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Странник, покинутый дом, голубой пруд и даже конопляник, как деталь среднерусского пейзажа — обычные для поэзии Есенина образы — становятся спутниками не только его лирического героя, но и каждого человека. В третьей строфе где-то в самой глубине пейзажа, на горизонте, появляется бесприютная фигура лирического героя — «вечно странствующего странника»: Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер в даль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль. Так же как и роща «отговорила веселым языком» юность самого героя. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь.
В четвертой строфе наступает кульминация в развитии лирического сюжета. Чувство беспредельной тоски и одиночества разрешается невероятно поэтически сильным образом: В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. «Но никого не может он согреть…» Внезапно в пятой строфе резко меняется эмоциональная тональность стихотворения, и отрицания на этот раз звучат уже как утверждения: Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. Лирический герой поэта постоянно сравнивает себя с деревом , цветком , а свою душу — с яблоней, осыпающейся золотыми плодами волшебных образов: Хорошо под осеннюю свежесть Душу-яблоню ветром стряхать, Или: Не каждый умеет петь, Не каждому дано яблоком Падать к чужим ногам. Строки «Как дерево роняет тихо листья, / Так я роняю грустные слова» возвращают нас к началу стихотворения. «Роща золотая» — это и сам Есенин и его поэзия.
Потому и «не обгорят рябиновые кисти» и «не пропадет трава». Поэзия в понимании Есенина сродни прекрасному саду , где слова — листья, образы — яблоки, стряхиваемые с души, когда нальются соком: Не случайно осень названа » мудрым садовником». О своем «возрасте осени» Есенин скажет: «Прозрачно я смотрю вокруг». Для него человек, поэзия и природа — одно целое. И поэт отождествляет себя с природой.
И если время, ветром разметая, Сгребет их все в один ненужный ком… Скажите так… что роща золотая Отговорила милым языком. «Милый» — обычное для есенинской лирики обращение к жизни: Планета, милая, Катись, гуляй и пей. Милый, милый, Смешной дуралей… Милая, добрая, старая, нежная, С думами грустными ты не дружись. Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески! Даже с жизнью поэт прощается «негромко, вполголоса», по особенному светло.
Скажите так… что роща золотая Отговорила милым языком.
«Отговорила роща золотая…»