Открытия Пушкина
Серьезный анализ наследия Александра Сергеевича Пушкина потребовал бы отдельной монографии. К тому же о великом поэте написано огромное количество работ как общего характера, так и подробно рассматривающих различные аспекты его творчества, отдельные произведения, саму личность их автора. Поэтому здесь мы остановимся лишь на некоторых чертах его лирики, сосредоточив внимание на художественных открытиях Пушкина и эволюции его художественного метода.
Пушкин как зрелый поэт сформировался очень рано — уже в лицейские годы. Несмотря на это на протяжении всей жизни его художественный метод развивался, претерпевая значительные внутренние изменения. Можно выделить несколько периодов в творческой биографии поэта.
1813-1816 годы. Лицейский период. В это время Пушкин испытывает два рода влияний. На лекциях в Лицее звучат разборы строф Ломоносова, Державина, Хераскова.
Многие поэты XVIII века в сознании молодого Пушкина занимают почетное место создателей российской литературы. Он жадно читает, знакомится с творчеством Кострова, Петрова, Майкова, Богдановича, Радищева, Баркова. И хотя основными учителями лицеиста Пушкина были Жуковский и Батюшков, классицистическая поэзия в ее традиционных и обновленных формах продолжала оставаться для молодого поэта значимой. Следы влияния лирики XVIII века обнаруживаются в самых различных произведениях начинающего пиита, еще незрелых, ученических. Параллельно Пушкин усваивает достижения элегической школы Жуковского-Батюшкова, сам становится одним из ведущих поэтов Гармонической точности.
Его лирика носит черты предромантизма, в ней преобладают стихи, стилистически тяготеющие к так называемой Легкой поэзии, а в жанровом отношении — элегии и послания.
1817-1820 годы. Петербургский период. Важную роль продолжает играть в его лирике жанр посланий. Переходный по своей природе, он был нужен Пушкину для создания стихов, свободно сочетающих в себе различные черты.
В перспективе это вело к внежанровой лирике. Кстати, интерес к посланию как литературной форме станет у поэта угасать по мере того, как он будет находить новые средства выражения своих мыслей и чувств, не скованных рамками заданной темы. Интересно, что, например, Языков, который на первых порах следовал в русле пушкинских поисков, никогда так до конца и не избавится от жанровой заданности своих посланий.
У Пушкина же с начала 20-х годов ведущее место в творчестве будет занимать элегия, вернее, элегически ориентированное стихотворение, постепенно утрачивающее характерные жанровые признаки.
После Лицея Пушкин окунулся в активную литературную и светскую жизнь. Он присутствовал на нескольких заседаниях «Арзамаса», стал членом «Зеленой лампы». Ближайшее его окружение — это молодые люди радикальных взглядов, многие из них — будущие декабристы. Свободомыслие, ощущение необходимости политических перемен, тираноборческие настроения — вот что наполняло атмосферу тех дней, и не могло не увлечь молодого человека. По свидетельству друзей, в доме братьев Тургеневых поэт написал свою оду «Вольность».
В ней Пушкин как никогда близок к традиции декабристской поэзии, ориентировавшейся на оду и псалом XVIII века. Опыт Державина
Открытия Пушкина