«Отверженные», художественный анализ романа Виктора Гюго
Роман-эпопея «Отверженные» создавалась Гюго на протяжении тридцати лет. В основу сюжета французский писатель положил два строго противоположных образа своей эпохи — каторжника и праведника, но не с тем, чтобы показать их нравственную разницу, а с тем, чтобы объединить их в единой сущности Человека. Свой роман Гюго писал с перерывами.
В начале были созданы сюжетные перипетии произведения, затем оно стало обрастать историческими главами.
Главной целью «Отверженных» французский писатель видел показ пути, которой проходит как отдельная личность, так и все общество «от зла к добру, от неправого к справедливому, от лжи к истине. Исходная точка — материя, конечный пункт — душа». Центральный связующий образ роман — каторжник Жан Вальжан — воплощает в себе внутреннюю реализацию этой идеи.
Самый «отверженный» герой произведения проходит тяжелый путь нравственного становления, начавшийся для него с неожиданной встречи с праведным епископом Диня — семидесятипятилетним Шарлем Мириэлем. Благочестивый старик оказался первым человеком, который не отвернулся от Жана Вальжана, узнав о его прошлом, приютил в своем доме, обращался, как с равным, и не просто простил кражу столового серебра, а еще и подарил два серебряных подсвечника, попросив употребить их с пользой для бедных. В очерствевшей от тяжелого труда и постоянной несправедливости душе каторжника произошел внутренний переворот, приведший его на первую ступень нравственного становления — он стал вести честный и благочестивый образ жизни, занявшись промышленным производством и заботясь о своих рабочих.
Вторым переломным моментом в судьбе Жана Вальжана стало дело Шанматье. Спасение неизвестного ему человека от каторги и раскрытие инкогнито далось герою путем тяжеой внутренней борьбы — Жан Вальжан промучился целую ночь, думая о том, стоит ли ему рисковать благополучием целого края ради жизни одного человека, и, если он остановится на последнем, не будет ли это свидетельствовать о его излишней гордости. На встречу судьбе герой отправляется, так и не приняв никакого решения.
Свое имя он говорит на заседании суда, увидев в Шанматье обычного недалекого старика, который понятия не имеет о том, что происходит вокруг него.
Самым трагическим для Жана Вальжана оказывается третий этап его духовного становления, когда он отказывается от Козетты. Любящий свою названную дочь всепоглощающей любовью, сочетающей в себе бесконечное разнообразие чувств , он идет на баррикаду улицы Шанврери, где спасает от смерти Мариуса — того самого Мариуса, которого он ненавидит лютой ненавистью, с тем, чтобы потом не просто отдать ему самое дорогое, что у него есть — Козетту, но и рассказать о том, кем является он сам.
Жизнь Жана Вальжана начинается после освобождения с каторги. В начале он учится делать добро людям, затем жертвовать собой во имя правды, потом отказываться от того, что любит больше всего на свете. Три отказа — от материальных благ, от самого себя и от земных привязанностей — очищают душу Жана Вальжана, делая ее равной праведному епископу Диня и самому Господу.
Бывший каторжник уходит из жизни, примиренный со своей душой, как и положено настоящему христианину.
Полной противоположностью Жана Вальжана в романе является полицейский инспектор Жавер. Строго следующий букве закона, он не видит вокруг себя ни истинной доброты, ни человеколюбия до тех пор, пока это не касается его самого. Неожиданное освобождение, дарованное ему злейшим врагом, выбивает Жавера из привычной колеи почитания правосудия. Он начинает задумываться о том, что есть на свете что-то большее, чем законы, придуманные людьми.
Жавер настолько резко прозревает существование Бога, что его измученная грехами душа не успевает устоять перед открывшейся бездной правды, и он кончает жизнь самоубийством.
С момента выхода Жана Вальжана с каторги и до его смерти проходит восемнадцать лет. Художественное время романа не ограничено рамками октября 1815 — начала лета 1833 года. Гюго периодически погружает читателя то в прошлое, рассказывая о битве при Ватерлоо , об истории монастыря Малый Пикпюс, о развитии парижской канализации, то в будущее, когда говорит о Революции 1848 года, выросшей из восстания 1832-го.
Основным местом действия романа становится Париж, точкой пересечения всех сюжетных линий — лачуга Горбо, в которой Тенардье устраивает засаду для Жана Вальжана. Главные и второстепенные герои романа, связанные между собой родственными и событийными узами, не всегда знают о них: например, Козетта не узнает в Тенардье своего бывшего попечителя, Гаврош не признает в двух малышах младших братьев, Жан Вальжан, Тенардье и Жавер попеременно не узнают друг друга. Последнее обстоятельство служит основой для формирования многих сюжетных интриг.
Авантюристское начало «Отверженных» связано прежде всего с образом Жана Вальжана. Психологизм романа также проявляется именно в этом персонаже. Козетта и Мариус — герои романтического склада: их характеры почти не меняются на протяжении всего повествования, главной же их чертою становится любовь друг к другу. Герои парижского дна — семейство Тенардье, бандитское сообщество «Петушиный час», уличный мальчишка Гаврош — связаны с натуралистической основной произведения.
В «Отверженных» Гюго одинаково хорошо удается как передача внутренних переживаний героев, так и детальное описание помещений, зданий, улиц, пейзажных панорам.
Любовная тема в романе тесно связана с темой смерти: любящая Мариуса Эпонина зазывает его на баррикады, предпочитая видеть героя мертвым, нежели принадлежащим другой женщине, но в итоге сдается и погибает, спасая жизнь любимого; Мариус идет на баррикады потому, что не может жить без Козетты; по той же самой причине вслед за ним отправляется и Жан Вальжан. Как и положено романтическим персонажам, герои мало контактируют с реальностью — они находятся во власти своих чувств и не видят других путей развития ситуации, кроме как «быть с любимым человеком» здесь и сейчас или умереть.
«Отверженные» обществом герои окончательно покидают его в момент наивысшего внутреннего подъема низших слоев общества: бывший церковный староста Мабеф отдает свою жизнь, водружая на баррикаде знамя Революции, Гаврош умирает, собирая патроны для восставших, «Друзья азбуки» погибают ради светлого будущего всего человечества.
«Отверженные», художественный анализ романа Виктора Гюго