Охарактеризуйте Средневековье как историческую и культурную эпоху (хронологические границы, жанровое разнообразие, величайшие представители)
Тысячелетия, которые отделяет Древний мир от Нового времени, в истории человеческой цивилизации называют «Средними веками». Понятие «средние века» ввели в обиход итальянские гуманисты ХV и ХVI ст., считая Средневековье временами глубокого упадка европейской культуры. Но Средние века — важный этап развития цивилизации.
Два важнейших процесса стали решающими факторами большинства событий, которые характеризуют эпоху Средневековья. Первый процесс — большое переселение народов. Второй — возникновение и распространение мировых религий.
В своем развитии средневековое феодальное общество прошло несколько этапов. Раннее Средневековье (V-ХI ст.) — время, когда в Европе почти не было городов, население сосредоточивалось в сельской местности, ремесленничество было тесно связано с сельским хозяйством. Феодал не только владел своими землями, но и правил ими как государь, стремясь не подчиняться королю.
В ХI-ХII ст. формировалась сложная структура средневекового общества, где каждый слой населения должен была занять свое четко определенное в этой структуре место: на вершине — король, потом феодалы, внизу — зависимые крестьяне. В это время сформировались города, где устанавливались новые формы организации: территориальные братства, ремесленные цеха, купеческие гильдии, а также органы самоуправления — местные советы. Городская жизнь послужила причиной появления университетов, которые обеспечивали дальнейшее развитие и распространение знаний. Появились специалисты нового типа — юристы, врачи, ученые. Все это оказывало содействие развитию городской культуры. Позднее Средневековье (ХV — начало ХVII ст.) характеризуется развитием промышленности, новыми географическими открытиями, изменениями в политической и духовной жизни, благодаря которым стал возможным расцвет искусства и литературы в эпоху Возрождения.
Важнейшую роль в формировании духовной культуры Средневековья сыграла религия — основа мировоззрения средневекового человека. Именно тогда возникли и распространились мировые религии — христианство, ислам, буддизм. Важная роль религии в духовной жизни человека обусловила высокий авторитет священных книг — Библии, Корана. Священные книги формировали новые принципы морали, этические нормы и стали казной тем, сюжетов и образов для художественных произведений.
Литературный процесс в средние века оказался на новом этапе своего развития. Новые европейские литературы, как в свое время античная, прошли путь от дописьменного этапа развития к созданию богатой книжной культуры, разнообразной по видам и жанрам. В Европе среди других сформировалась культура и литература Киевской Руси.
Высокого уровня достигли в средние века литературы Востока — индийская, китайская, японская, арабская.
В каждой национальной литературе Средневековья образовались два направления: клерикальный, т. е. связанный с церковью, религией, и светский, в котором отображались жизненные интересы, проблемы разных социальных слоев: от придворной верхушки до городских низов. Клерикальная литература создавалась языками, которые уже пришли в упадок, но еще существовали как языки церкви, науки. В странах Западной Европы таким языком стала латынь, поскольку большинство народов Запада испытали влияние римской культуры. В странах Восточной и Южной Европы распространился старославянский язык, которым был осуществлен первый перевод Библии на славянские языки. В странах Востока, где священными книгами считались Веды, приобрел распространение язык этой литературной памятки — санскрит. Латынь, санскрит, старославянский язык сыграли очень важную роль в становлении национальных культур: они обеспечивали обмен культурными достижениями разных народов. Арабский язык на время распространения ислама существовал во многих диалектах.
Для понимания средневекового искусства, и литературы в частности, очень важно учитывать особенности мировоззрения человека того времени. Земная жизнь воспринималась как путь к вечной «небесной жизни», «высокий дух» человека противопоставлялся его «греховной плоти». Поэтому человек в средневековой литературе изображается довольно схематично, но утверждаются идеалы добра, милосердия, верности.
И в европейских, и в восточных литературах существовал героический эпос. Реальные исторические события в этих произведениях, как правило, объединяются с художественной выдумкой. В средние века представления о героизме и героической личности испытали важные изменения. Герои давней литературы вели свою родословную от богов: Геракл — сын Зевса, Ахилл — сын богини Фетиды. Герои средневекового эпоса — знаменитые рыцари, которые защищают родину и свою веру. Известнейший героический эпос французского народа — «Песня о Роланде», немецкого — «Песня о Нибелунгах», испанского — «Песня о моем Сиде».
Возникала рыцарская литература, типичными жанрами которой были лирика и рыцарский роман. Хотя названия жанров европейской рыцарской поэзии (канцона, сирвента, альба) не похожи на названия жанров восточной поэзии ( кассида, газель), им присущи общие черты.
Светское направление средневековой литературы Востока и Запада представлены и произведениями, которые возникли в демократических кругах. В результате развития ремесленничества и торговли происходил расцвет городов, где создавались условия для формирования культуры нового типа — городской культуры и литературы. Ее популярными жанрами были: во Франции — фабльо, в Германии — шванки, в восточных странах — маками.
Вывод. Хотя в Средневековье развитие каждой национальной литературы происходило своим особым путем, мировой литературный процесс эпохи характеризуется определенным единством. В литературах разных народов отобразилась эволюция представлений о мире, в решении проблемы добра и зла, в поисках ответа на вопрос о назначении человека.
Опорные понятия: жанровое разнообразие, героический эпос, рыцарская литература, городская культура, литература религиозная и светская.
Охарактеризуйте Средневековье как историческую и культурную эпоху (хронологические границы, жанровое разнообразие, величайшие представители)