Память как важная художественная категория в прозе русского зарубежья
Проза русского зарубежья — много авторов, много видов литературы. Революция и гражданская война привели к невиданному явлению в литературе — ситуация раскола, появляется огромное ко-во людей, живущих в другой стране, закрывшие за собой жизнь навсегда.
Формы отъезда: беженство — человек под гнетом обстоятельств, взяв минимум с собой, уезжает на первом корабле, стремительный отъезд; высылка — человек принудительно (философский пароход) уезжает собравшись, он не хотел уезжать. Можно взять что-то с собой; эмиграция — человек сам, по своему желанию уезжает, у него есть выбор остаться.
Селились в разных городах: русский Берлин (100 000 человек), русский Париж.
Внутри эмиграции были идеологические движения: «еврозийство» — люди живущие на материке; широко смотрели на национализм, конгломерат народа, живущего на одном пространстве. «Сменовеховство» — ожидание возвращения февральских ожиданий.
Город в городе: свое кладбище, свое кафе. Формы общения иногда сохранялись (салон Мережковских)
Первое время умонастроения эмигрантов — они «сидели на чемоданах», готовые вернуться.
Наступает 29г. (к власти пришел Сталин). Пришло осознание того, что если что-то изменится, то очень-очень нескоро. Россия жила в памяти. Прошлое приобретает дымку идеологизации (Шмелев «Лето Господне», «Богомолье»). Необходимо учитывать обстоятельство того, что сына Шмелева расстреляли тогда, когда Шмелев был в Крыму («Солнце мертвых»). Идиллические воспоминания детства для Шмелева — оберег, «поручень», за который можно схватиться.
Два поколения эмигрантов: приехали туда с именем (Бунин, Куприн); сделали себе имя там.
Память как важная художественная категория в прозе русского зарубежья