«Пейзаж настроения»
По творчеству Ф. И. Тютчева и И. И. Левитана
Вид урока: комбинированный.
Для урока потребуются: репродукции картин И. И. Левитана «Над вечным покоем», «Золотая осень»; аудиозаписи симфонического цикла П. И. Чайковского «Времена года».
Ход урока
Вводная беседа
— Ребята, какое у вас сейчас настроение? Опишите.
— Что же значит слово Настроение?
— А теперь попробуйте описать свое настроение с помощью цвета. Что получится?
Действительно, кому-то сейчас радостно, значит, ярко и светло, кому-то — тревожно, туманно и серо. Грустно и сонно, значит, мрачно и темно. Вот и получилась у нас с вами картина нашего настроения.
— А как вы думаете, есть ли настроение у окружающего нас мира? Может ли радоваться или грустить лес, улыбаться солнце, сердиться и бушевать дождь?
Сейчас каждый из вас выступил в роли воображаемого художника, получились великолепные полотна.
— А какой художественный прием вы использовали, описывая свои воображаемые картины?
Сейчас вы, сами не зная того, следовали завету великого русского художника И. Левитана: «Нужна романтика. Мотив… Настроение нужно. Природа вечно дышит. Всегда поет и песнь ее художественна.
Земля ведь рай, и жизнь — тайна, прекрасная тайна. Прославляйте жизнь. Художник — тот же поэт».
Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока.
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…
И вот именно о душе и духе родной природы писали два великих художника — живописец Левитан и поэт Тютчев.
А теперь я попрошу помочь мне рассказать о художественном мире Левитана и Тютчева моих экспертов, работавших в группах «Любителей живописи» и «Знатоков поэзии».
«Любители живописи»
Умению вести «любовные беседы с природой» и мучиться невозможностью в совершенстве выразить ее таинственный язык Левитан остался верен до конца жизни. В красоте, разлитой в природе, художник черпал вдохновение и веру в свои силы. Но природа была и школой сомнений, которая раздвигала просторы творческого поиска.
Левитан стремился перевести зрительское восприятие природы в сферу чувствований и философских раздумий, то есть приближал живопись к поэзии. Вглядитесь в картину «Над вечным покоем», написанную Левитаном в 1894 году.
…Деревянная церквушка, близкая по очертаниям к простым крестьянским избам, вышла на крутой берег и замерла перед открывшимся простором, перед величием слияния «тишины земной» и «небесной». У художника рождается поэтический образ мироздания, и возникает элегическая грусть, краски спокойны и теплы. Полотно застыло, но оно дышит.
И есть только вечный миг.
«Знатоки поэзии»
«Певец ночи» — так называл Тютчева Тургенев. Поэт космической бесконечности был близок Левитану и по ощущению, и по элегическому настроению души в единстве с природой. Ведь элегия — это жанр лирики, описание печального, задумчивого или мечтательного настроения .
Предложенные, на наш взгляд, сложны для восприятия шестиклассников. Они написаны взрослым, часто заимствованным языком. Кое-где в них пробивается ложный пафос.
В случае если вы все-таки дадите тексты своим ученикам на Дом, попросите ребят ни в коем случае не читать их вслух и не заучивать наизусть. Пусть попытаются пересказать эти тексты простыми словами. — Ред.
Беседа
— О чем воет ветер ночной?
— Что значит «древний хаос»? Вспомните мифологию.
— Чего просит лирический герой у ветра?
— О чем мечтает лирический герой?
— С беспредельным? Подберите синоним.
— Можно ли назвать стихотворение Тютчева пейзажным? Что вы видите, похожа ли ваша воображаемая картина на полотно Левитана? Почему?
— Что же объединяет эти два пейзажа?
А вот еще одно стихотворение Тютчева — «Есть в осени первоначальной…». Дома я просила вас выучить его наизусть и мысленно проиллюстрировать.
— Что же у вас получилось? Какую краску вы бы взяли, акварель или масло? Какую цветовую гамму выбрали бы для полотна?
— Какие художественные особенности текста помогают вам создать картину?
— Каково настроение стихотворения? Можно ли определить его однозначно?
А вот шедевр из собрания Третьяковской галереи — «Золотая осень» Левитана.
— Что общего между этими произведениями искусства? Настроение!
— Ребята, а какое настроение у вас сейчас? Что-то поменялось? Повлияли ли как-то на ваше настроение музыка, стихи и картины? Попробуйте выразить свое настроение в поэтических миниатюрах или создать необходимую пейзажную зарисовку, которая передавала бы настроение.
Возможные темы:
«Нас Утро встречает прохладой…»
«Весенняя песенка, душу согрей…»
«Август — астры, август — звезды…»
«Вот и лето. Жарко, сухо…»
«В саду горит костер рябины красной…»
Творческие работы учащихся
В саду горит костер рябины красной, Как жаркое пламя любви. До чего же все это прекрасно! Постой, погоди, погори!
Нас утро прохладой встречает, Росой нас встречают луга. Гроза вдалеке затихает, В траве утопает нога. С туманом небесным сливаясь, Цветные лучи распустив, Солнце встает, пробуждаясь, Свой облачный дом осветив.
А на пеньке сучковатом Просыпается ежик, пыхтя. И скачет зайчишка лохматый, Травиночку в лапках крутя. И так хорошо спозаранку, Когда тишина на полях, Пройтись на лесную полянку, Где еще не прогрелась земля.
Вот и лето наступило. На дворе растет трава. Все вокруг позеленело И запело, как всегда.
Я на улице стою, Радуюсь я летом. Сейчас вдруг песенку спою, Пусть летит по свету.
В августе — астры, В августе — звезды, Днем — голубой хрустальный воздух. Вечером на астры туман ложится, Пытаются астры тихо сердиться. А с неба звезда под ноги упала И о чем-то лишь мне прошептала.
«Пейзаж настроения»