Пейзаж в палитре и слове
Как прекрасна Земля. И на ней человек. С. Есенин В нашей стране хорошо известен знаменитый французский художник Камиль Коро.
Он принадлежит к числу самых популярных мастеров пейзажной живописи XIX века. Мне кажется, что пейзажи Коро кроме тонкого чувства природы пронизаны настоящей поэзией. Я не случайно вынес эпиграфом к этому сочинению стихи С. Есенина. На мой взгляд, по поэтическому восприятию мира Коро и Есенин — две родственные души. Итак, чтобы подчеркнуть поэтичность пейзажей французского художника, я в дальнейшем буду обращаться к стихам русского поэта Есенина.
Пейзаж у Коро полон прежде всего глубокой эмоциональной выразительности, созвучной чувствам и переживаниям человека. От его полотен веет искренностью и непосредственностью. Коро был прогрессивным художником своего времени. Своим творчеством он делал вызов однообразным академическим пейзажам, традиционный стиль которых царил во Франции в начале XIX века.
Приблизившись к простоте и неброской поэзии сельского пейзажа, Коро стал новатором своего времени. Он любил изображать на своих полотнах маленькие деревушки и городки родной Франции. Как бы в благодарность за любовь родная природа подарила художнику ключ ко многим своим заповедным тайникам. Коро, например, одним из первых понял, какое огромное значение имеет передача света и воздуха для правдивого изображения природы. Он отказывается в своем творчестве от того темного коричневого колорита, который господствовал тогда в пейзажной живописи, и переходит к созданию совершенно новой светлой палитры, с тончайшими красочными оттенками, словом, создает среду, передающую поэзию дали и пространства.
Например, его картина «Холмы с вереском у Вимутье», где изображена проселочная дорога, уходящая в даль к высокому розовеющему небу, а на втором плане виднеются крестьянские домики. Представьте себе еще одинокого путника и рощицу на обочине дороги и сразу вспомните русскую сельскую местность и стихи Есенина, в которых есть такая строка: «О красном вечере задумалась дорога…» Удивительное совпадение образов! Коро во всех своих пейзажах показывал человека.
Но этого человека, я считаю, нельзя назвать лирическим героем. Он, по-моему, является только одной из деталей общей идеи картины. Лирический герой полотен Коро — это поэтическое настроение.
Видимо, в отличие от русских художников-пейзажистов, Коро считал, что только изображение природы и человека позволяет достичь гармонии в картинах. Его полотно «Вечер» — яркое тому подтверждение. На картине изображены деревья, напоминающие наши березы, под ними влюбленная пара, и все это залито светом заката, к которому уже издали примешивается лунный свет. Как здесь не вспомнить есенинское: Вечером синим, вечером лунным Был я когда-то красивым и юным.
Неудержимо, неповторимо Все пролетело… далече… мимо… Хочу подтвердить свои рассуждения, и на примере картины Коро «Пруд в Билль д’Аврэ» — это как бы нежная идиллия. В свете утренней зари очертания предметов и человека тают в туманной дымке, цвета теряют свою определенность, потемневшие кроны деревьев особенно поэтично смотрятся на фоне жемчужного неба. В этом пейзаже царит нежное мечтательное настроение, предчувствие прекрасного будущего.
Так же как когда-то чувствовал и мечтал С. Есенин: Разбуди меня завтра рано, О моя терпеливая мать! Я пойду за дорожным курганом Дорогого гостя встречать. Но Коро может быть и драматичным, как в своем замечательном «Порыве ветра», где так остро передано ощущение быстро надвигающейся бури, рождающегося тревожного и вместе с тем романтического чувства. Все нежные тона опущены. Только резкие контрасты темных и светлых пятен как бы борются между собой.
И вспоминаются те же ощущения, когда читаешь у Есенина: Но вы не знали, Что в сплошном дыму, В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, что не пойму, Куда несет нас рок событий… Конечно, я не претендую на научное значение своих аналогий между французским художником и русским поэтом. Я просто хочу сказать, что острое ощущение жизни, ее полноты и красоты роднят всех великих художников мира.
Поэтический пейзаж и в слове, и в палитре более всего выражает состояние души человека.
Пейзаж в палитре и слове