Перелетная птица
Личность этого человека интересна и неординарна, биография увлекательна. Что касается его творчества, то кажется, что современниками его были не Блок и Маяковский, а поэты предыдущих веков, ведь поэзия его затрагивает темы, далекие от современности: романтика путешествий, ветер дальних странствий, любовь, рыцарство и воинская доблесть. Он как будто опоздал родиться и не спешил в будущее, оставаясь самим собой.
Ему было хорошо в этом созданном им самим мире, потому и его стихи сюжетны и интересны романтикам и непоседам, влюбленным и мечтателям.
На партах у всех — стихотворение «Credo».
Задание. Прочитайте стихотворение и подумайте, что вы можете сказать о человеке, его написавшем.
Слово учителя. Имя этого человека — Николай Степанович Гумилев.
Писатель Александр Иванович Куприн сравнивал его с «дикой и гордой перелетной птицей» и утверждал: «Странствующий рыцарь, аристократический бродяга, — он был влюблен во все эпохи, страны, Профессии и положения, где человеческая душа расцветает в дерзкой героической красоте».
Эти слова — ключ к постижению сущности характера поэта, с творчеством которого мы сегодня знакомимся.
Но никому не дано сказать о поэте больше, нежели делает это он сам в своих стихах. Поэзия Николая Гумилева — это целый самостоятельный мир, узнать который можно, если вчитаться, вдуматься, соотнести время и события, услышать голоса современников, понять сущность его неординарной личности.
Этот человек сделал себя сам. От природы он был некрасив, неуклюж, болезненно застенчив и скован. Но неудачи и горести не смущали его, а характер закалялся в испытаниях.
Потому на его поздних фотографиях мы видим значительное, светящееся благородством лицо. Он смог построить свою жизнь, как хотел. Успел выпустить несколько поэтических сборников, совершить немало заграничных путешествий , стал признанным литературным мастером, одним из создателей «Цеха поэтов» и нового литературного направления — акмеизма.
Он храбро сражался на фронте в 1914 году и стал кавалером двух Георгиевских крестов, которые давались за исключительное мужество.
На первом уроке класс разбивается на четыре творческие группы, которые работают самостоятельно в соответствии с заданиями, указанными на карточках. На втором уроке заслушиваем выступления учеников. Важно, чтобы ребята сумели за десять минут представить яркий рассказ о поэте, прочесть и проанализировать стихи, поэтому для лучшего результата обязанности в группе необходимо распределить заранее.
Перелетная птица