Пересказ содержания романа Белля «Глазами клоуна»
Роман «Глазами клоуна» тоже построен по принципу сжатого времени, его действие тоже длится только один день, и это тоже день, когда в сознании героя скрестились мысли о прошлом, настоящем и будущем. Клоун Ганс Шнир, герой романа, изображен в критический момент своей жизни — в пору служебных неудач и острого одиночества. Его оставила любимая женщина, с ним расторгли контракт устроители представлений, его родственники (отец, мать, брат) давно уже стали ему чужими. Больной, он возвращается после внезапно прерванных гастролей в опустевшую квартиру в Бонне, кому-то звонит, с кем-то спорит, но больше вспоминает о прошлом и воображает будущее, и все время неотступно думает о своей любимой, о Мари, которую он считал надежной подругой, но которая вдруг оставила его вместе с его неустроенной жизнью артиста и вышла замуж за добропорядочного католика, обеспечив себе благопристойную буржуазную жизнь. Шесть лет назад Мари Деркум, совсем еще юная девушка, полюбила Ганса, легко переносила вместе с ним трудности его кочевой и необеспеченной жизни, нисколько не смущалась под косыми взглядами мещан, радовалась своей свободе от предрассудков гордилась тем, что она — жена художника. Теперь Мари живее совсем в другой среде, по совершенно другим законам. Гана убежден, что она, в сущности, в плену, и он постоянно думает! о том, как бы освободить ее.
Мир, пленивший Мари, в представлении Ганса, как и в изображении Белля, — мертвый мир, в котором буржуазная респектабельность служит прикрытием бездуховности. Его хозяева,! послевоенные заправилы католического Бонна,- это вчерашние» нацисты: прелат Зоммервильд, прирожденный шпион и убийца Герберт Калик, его жена, похожая на заводную куклу, знающую всего две фразы: «Ах, какая прелесть» и «Ах, какая гадость», — мать Генриха, госпожа Шнир, при Гитлере призывавшая к изгнанию «жидовствующих янки», а ныне возглавляющая «Объединенный комитет по примирению расовых противоречий», отставной военный Блоттер, который «по вопросу о смертной казни был за, без всяких ограничений».
Чтобы освободить Мари, нужно разрушить их власть над ее душой. Ганс понимает это, но ощущает свое бессилие, изменить мир. Он выходит на привокзальную площадь, где должна появиться Мари, возвращающаяся с мужем из свадебного путешествия, чтобы с шапкой в руке исполнять сатирические куплеты. Справедливый протест героя против мира лжи и несвободы оборачивается всего лишь трагической клоунадой. Роман этот, как и другие произведения Белля, исполнен антибуржуазного пафоса. Писатель отчетливо видит, что буржуазное общество не способно разрешить присущие ему противоречия, что оно маскирует их ложью. Но сам он противопоставляет противоречиям и лжи только духовную оппозицию или же акцию бессильного протеста одинокого человека (либо немногих близких ему людей), отнюдь не преувеличивая, впрочем, реальных возможностей такой оппозиции. Честный и смелый критик буржуазных порядков, Белль в то же время не доверяет революционному действию, так же как и планам социального преобразования общества.
Пересказ содержания романа Белля «Глазами клоуна»