Пересказы содержаний цикла сказочных произведений Н. В. Гоголя
Произведения Н. В. Гоголя Отмечаются чрезвычайной оригинальностью, красивым поэтичным языком и неповторимым стилем. Одним из важнейших источников, который направлял его творчество, был замечательный фольклор. Детские и юношеские года будущего писателя отмечены его глубоким любопытством к народу и природе, народного героического прошлого. Писателя с детских лет покорила и неповторимая красота природы, и красота поэтических легенд, песен, эпоса, живого народного слова. «Песни все: и поэзия, и история, и родительская могила», — писал Николай Васильевич. 1831 года выходит первый сборник произведений Гоголя «Вечера на хуторе возле Диканьки», в которой писатель ярко и живописно воссоздает пейзажи природы, творчески используя народные легенды и пересказы, которые сохранились в памяти народа. С большим искусством соединяются в повестях и бытовые и романтически-сказочные мотивы.
Лирический образ — реальность. В «Вечерах» Г. Гоголь правдиво изобразил лирический образ героя, описав детали быта и обычаи, мастерски срисовав пейзажи природы. Здесь изображено и народ через образы конкретных героев, наделенных наилучшими качествами — любовь к Родине, чувством достоинства, живым умом, человечностью, благородством. Очень интересная форма представления материала в «Вечерах» — сказочность. Сказочная форма дала писателю определенную свободу, и этим вызванное ее использование в первую очередь. Кроме того, элементы сказки, демонологии всегда очень точно отображают ментальность народа. Именно поэтому Гоголь вводит к своим повестям чертей, ведьм, русалок. Но и ни сказочные герои представлены своей бытовой, временами смешной стороной. Да и поводятся фантастические герои, как люди: ведьмы в аду, куда попадается запорожец из «Исчезнувшей грамоте», играют у карты, еще и одурачивают одна другую. Черт из «Ночи перед Рождеством» — трус, способный лишь на мелкие пакости. Изображая сказочных перснажей в бытовом виде, Гоголь смеется с предрассудков, и относится к жизненным явлениям с юмором и добротой. Обращаясь к устному народному творчеству, Гоголь использует юмор в бытовых и фантастических сценах.
В повести «Ночь перед Рождеством» перед глазами читателей возникают картины колядок, развлечений, и, конечно, упоминается обязательный в народных легендах бес, которого одурачивает кузнец Вакола. Много черт, образов и сравнений в «Вечерах» взятые из народных песен и мифов: плач и стон Екатерины над телом убитого мужа («Страшная месть»), сравнение битвы с кровавой обедней, образ казачки, которая, плача, провожает сына на войну и т. п. Истоки фольклора, его романтическая условность заметные и в «Ночь на Ивана Купала», где писатель изображает народную легенду об том что в ночь под Ивана Купала цветет цветок папоротник и приоткрываются сокровища. И получивши золото с помощью сатаны (Басаврюка), который подговорил его убить свою любимую, герой рассказа Петрусь в мучениях тоже гибнет. Связь с «недействующие силой» автор трактует как метафору злодеяния. Гемма исторической судьбы страны, героической борьбы народа за единство всех земель обрисовывается в повести «Страшная месть» в плане народно-поэтической баллады, где реальность удивительно переплетается с фантастическим пересказом.
Итак, можно сделать вывод, что истоки творчества Николая Гоголя — в культуре народа, в народном фольклоре. Николай Васильевич Гоголь знал народные сказки, песни, бывальщины и мастерски используй их в своих произведениях. Большие Сорочинцы — место рождения Гоголя. Именно здесь:
«Никто глубже не увидел душу народной песне, чем сделал Гоголь. Она окружала его из колыбели, была его атмосферой, увлечением, в ней он открывал историю народа, из песни он сам сделан…», — писал О. Т. Гончар.
Писатель создал этот цикл сказочным и изображает не только сказочные образы, а и образ всего народа через отдельных героев. Он знакомит мир со своим народом, изображая его веселым, трудолюбивым, поэтическим. Но Гоголь не идеализирует народ, он указывает на некоторые недостатки ментальности, изображая их юмористически. Созданию неповторимого колорита оказывает содействие и вышеупомянутая сказочность, так как народу присущие оригинальные верования, и даже когда эти верования и суеверные, они все же является частью народной души.
Уже в «Вечерах» мы увидели переход писателя от светлой мечты (» Сорочинская ярмарка») к тревожным раздумьям о судьбе народа, к тому, что разъединяет (Полину с народом Вечер Ивана Купала), ведет к измене (Страшная месть), духовной низости (Иван Федорович Шпонька и его тетенька). Не добродушный смех, а таинственные, ужасные силы в повести «Страшная месть» является источником драматических, чаще трагических поворотов в жизни героев, всего народа. Все эти рассказы, которые услышал Гоголь от деда и прадеда, странные рассказы о старинных годах, о гетманщине, о наездах запорожцев, о тиранских издевательствах ляхов, упорные подвиги Подковы, Кожуха и Сагайдачного касаются эпохи конца XVI — первой половины XVII век.
Так, в повести «Ночь на Ивана Купала» рассказчик создает о том времени, когда
«более чем за сто лет перед этим, еще за детства Богдана Хмельницкого — наши пращуры не очень роскошествовали, жили в землянках. Не очень было весело, когда наедут беззаконные ляхи. И еще лучше: бывало, свои, когда нет поживы в чужой земле, навалят толпой, да и обдирают своих же. Действительно было время!»
Начиная из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» прослеживается возврат писателя к историческому прошлому. Впервые появилась и народно-героическая тема борьбы против унии. В повести «Страшная месть» события разворачиваются неподалеку от Киева, однако началась братоубийственная война где-то на Галиции землях, которые раньше за все попали в иностранную неволю и всех терпели социальный и национальный гнет. В процессе борьбы с иностранными захватчиками это целостное единство было разрушено. Но финал повести оптимистичный. Отношение Гоголя к злу, убийству, измене бескомпромиссно отрицательное, в этом отразилось понимание автором мировоззрения народа, его отношение к злу, преступлению, и носителям которых некогда не будут дарованы извинения — их ждет «страшная месть».
Тема исторической судьбы, героической борьбы за единство все земли представлены в неародно-героической эпопее «Тарас Бульба». Народно-героическая эпопея «Тарас Бульба» представляла собой новый, высший этап историзма Гоголя. Она впервые увидела мир в сборнике «Миргород», вышла из печати 1835 года. В повести писатель изобразил историю Запорожской Сечи. Сеча была олицетворением свободы и именно на Сечь ведет своих сыновей главный герой произведения, старый казак Тарас Бульба. Произведение Гоголя — героическая трагедия, где гибнут все действующие лица. Гибнут в стражении с ляхами упорные казаки, гибнет, но не предает своей веры, старший сын Остап. Через романтическую любовь гибнет и младший его сын — Андрей. Гибнет и Тарас.
Ø Падает, как коренастый и сильный дуб, которому уже нет для чего жить.
В повести «Тарас Бульба» писатель осуждает предательство и прославляет любовь к отчизне, святое чувство общества. Произведения Гоголя не оставляют равнодушными никого, кто их прочитал.
Пересказы содержаний цикла сказочных произведений Н. В. Гоголя