Персонажи сказки «Малыш Цахес на прозвище Цинобер»
Абсурдность общего государственного устройства и его политики целиком поддерживается и официальной наукой, в гротескном образе которой Гофман пародирует псевдореформы в духе просветительских лозунгов, внедрение которых стало для многих карликовых княжеств Германии своеобразной модой. Симптоматически, что с идеей этих реформ в произведении выступает бывший камердинер князя, предназначенный на должность первого министра. «Прислушаясь к советам своего министра, князь Пафнутий приказывает напечатать прописными буквами и прибить на всех стенах эдикт, где было бы сказано, что «введено образование» и что каждый должен считаться с этим. Но такими «мероприятиями» не исчерпывается реформаторский запал князя и его министра: «Первое с чего начнем образование, то есть первое, вырубаем окружающие леса, сделаем реку судоходной, разведем картофель, починим школы, посадим тополей и акаций. Молодежь научим петь на два голоса утренних и вечерних песен, проложим дороги и прикажем привить оспу, нужно будет выгнать из страны всех людей опасных, что слушаются ума и других сводят с толку своими лозунгами».
Гофман пародирует, таким образом, не самую идеологию Просвещения, а те карикатурные формы, в которых она вводится немецкими князьками, которые стараются приспособить ее к своим амбициозным нуждам. Вводя среди подданных «просвещение», искореняя предрассудки, выгоняя из страны фей и колдунов, князья и их министры тем самым беспощадно преследуют мир фантазии и поэзии с их духовными ценностями и используют просветительские лозунги как орудие «научного» обоснования, то есть маскировка настоящих — деспотических рычагов управления государством. В конце концов, не только властная верхушка и обслуживающая ее нужды официальная наука и образование, но и общество в целом подвергаются в повести беспощадной критике.
Ее средоточием становится образ Цахеса, который, прежде всего отображает никчемность и вульгарность нужд и стремлений филистерской среды. Обесценение или и потерю обществом настоящих моральных ориентиров и высоких духовных идеалов, молчаливую готовность не только склоняться перед деспотизмом власти и абсурдностью устанавливаемых ею законов и норм жизненного поведения, но и при этом воспринимать как надлежащее и даже крайне необходимое общественное благо, ее цинизм и лицемерную античеловечную сущность.
Не обходит писатель в повести своим критическим вниманием и отдельные отрицательные явления, связанные с миром энтузиастов. Правда, здесь комический пафос писателя существенным образом смягчается и становится ироничным. Утверждая (в образе Бальтазара и его единомышленников) высокие романтические идеалы, писатель вместе с тем с горечью вынужден констатировать, что эти романтические идеалы в условиях жесткой прагматической действительности, все больше становятся похожими на иллюзорную и недосягаемую сказку, лишенную реальных рычагов влияния на общество. Об этом, например, свидетельствует тот факт, который победу над Цахесом удается получить лишь с помощью вмешательства фантастических сил.
Сама граница между миром филистеров и энтузиастов становится весьма шаткой и неуверенной (это не менее красноречиво удостоверяет тот факт, который после победы над Цахесом Бальтазар и Кандида по сути превращаются в обывателей, которые утешаются маленькими хлопотами непритязательного повседневного семейного быта.
В персонажах повести Гофмана нашли свое отображение представители почти всех общественных прослоек, профессиональных и кастовых групп тогдашней Германии. Как и. в других произведениях писателя, персонаже повести «Малыш Цахес» четко делятся по своей принадлежности до двух резко противопоставленных миров — мира обывательской филистерской морали и мира «энтузиастов», художников, личностей высоконравственных, способных неординарно мыслить, захватываться красотой природы и духовным богатством человека. Большинство персонажей повести живут и действуют в созданной писателем реальности маленького немецкого княжества, но среди них есть и такие, как это часто изображает Гофман в своих произведениях, которые одновременно находятся в двух мирах — исторической и сказочной реальности.
К этой категории персонажей принадлежат в первую очередь чародеи — Рожагожа и Проспер Альпанус, а также частично и другие персонажи произведения, в частности малыш Цахес и поэт Бальтазар. Основной конфликт повести, который состоит в столкновенье хужожника с корыстолюбивым филистером, наиболее ярко воплощенный в образах центральных героев произведения — студента-поэта Бальтазара и лицемерного карьериста Цахеса на прозвище Цинобер.
Персонажи сказки «Малыш Цахес на прозвище Цинобер»