Первые школы в мире
Первые школы в мире появились в Древней Греции в 5 веке до нашей эры.
В Греции уже в очень ранние времена большое внимание уделялось образованию детей. Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Уже к V в. до н. э. среди свободных афинян не было неграмотных людей. А обучение из дома перешло в школы. После семи лет Мальчики из рук матери и кормилицы передавались на попечение отца и раба-педагога , который следил за воспитанием мальчика и сопровождал его в школу.
В школе Дети занимались с тремя учителями. Первый назывался грамматистом. Он обучал грамоте, счету и письму, читал с учениками поэмы Гомера и басни Эзопа. Вместо тетрадей школьники пользовались так называемыми диптихами, двумя скрепленными с одной стороны дощечками, которые раскрывались как книга или переплет. Внутренняя поверхность натиралась воском, на котором стилем прорезались буквы и п, ифры и им же стирались — saepe stylum verte!
Края дощечек выступали, их можно было скрепить печатью, завязать веревкой и с фугой стороны. В этом случае диптихи служили «конвертами» для писем, скрывая написанное на внутренних сторонах дощечек. Считать учились на камешках. Более сложные арифметические расчеты действия) производили на абаке. Этот способ обучения известен и в современной школе.
Важное место в образовательной программе занимала подготовка к религиозным празднествам, на которых присутствовали свободные жители греческих городов. Мальчиков обучали обрядовым песням, исполняемым хором или соло, декламировали с ними торжественные гимны. Учил их этому кифарист, прививавший детям навыки игры на струнных инструментах — лире или кифаре. С двенадцати лет мальчики начинали заниматься гимнастикой.
Руководил этими занятиями педотриб . Государство и семья особенно заботились о том, чтобы мальчики выросли ловкими, сильными, гибкими и выносливыми, были подготовлены к военной службе. Педотриб показывал детям, как метать копье и диск, тренировал их в беге и прыжках, занимался с ними борьбой, плаванием, верховой ездой, готовил к гимнастическим соревнованиям.
Спортивные занятия проводились в специально подготовленных для этого помещениях — палестрах. Нередко уроки проводились под аккомпанемент флейты. С 16 лет мальчики могли продолжить свое образование в гимнасиях, школах риторов и философов. Девочки учились читать и писать под наблюдением матери, постепенно приобщались к домашнему женскому труду: рукоделию, прядению, ткачеству. Они непременно должны были уметь петь и танцевать, чтобы в дальнейшем участвовать в ритуальных праздниках.
Знакомились они и с литературой. Известно, что уже в VII в. до н. э. в некоторых областях Греции существовали женские школы, где девушки занимались музыкой, поэзией, пением и танцами. Одной из таких школ руководила знаменитая поэтесса Сапфо.
В ее стихах есть лирические нежные строки, посвященные ученицам, воспитанным в атмосфере изящества и красоты. В различных городах Греции обучение проходило по-разному. В Спарте, где воспитание было делом исключительно государства, учеба и образование строились с целью вырастить прежде всего воина и мать воина. В течение 13 лет — с 7 до 20 лет — мальчики находились в государственных лагерях, постоянно упражнялись физически.
Девочки также много внимания уделяли спорту, соревновались с мальчиками на состязаниях. Меньше, чем, например, в Афинах, маленькие спартанцы занимались музыкой и литературой, по были более закалены телом. Жесткость и суровость спартанских методов воспитания сделали их нарицательными, и если выдержка, твердость и лаконичность заслужили в веках похвалу и одобрение потомков.
Первые школы в мире