«Первые храбрые художники» как явление и миф
Ситуация в украинской поэзии XIX-XX веков складывалась довольно своеобразно. Если в российской и зарубежной литературе эти эпохи жизни было принято воспроизводить в формах самой жизни, подтверждались активные способы отражения существующей действительности, то украинская литература находилась на пути поиска субъективного отношения ко всему, что происходило в реальной жизни. Из факторов, которые не способствовали ее развитию, была также первая мировая война и революционные события 1917-1918 годов. Все это обусловило необычное явление: параллельное существование различных литературных направлений и концепций.
Модернизм как литературное течение проявил себя в начале XX века и был основан В. Чумаком, в творческом наследии которого присутствуют также элементы романтизма, импрессионизма.
Творческая энергия Василия Чумака нашла проявление в революционных стихах, прозе , критической деятельности, развернувшейся на страницах литературно-художественного журнала «Искусство». Юноша, национальное сознание которого сформировалась уже в 13-14 лет, еще будучи, по сути, подростком, увлекался русской модернистской поэзией Бальмонта, Блока, украинскими модернистами Александром Олесем, Г. Чупринкой и другими. Его литературная деятельность продолжалась всего три года .
За это короткое время автор написал значительное количество стихов, которые объединились в сборник «Запев». Перечитывая стихи книги, я пришел к выводу, что оригинальность, неповторимость и уникальность таланта Чумака показалась уже в первых стихотворных произведениях. Молодой, энергичный юноша встретил революцию всем своим естеством. Всюду он желал видеть лозунги: «Революция — это источник вдохновения», «революция — это творческий объект для создателей».
Он убежден в победе народа, верит, что эпоха лихолетья будет растоптана, превращена в пыль и мусор. Старый мир уступит новому, и он как борец за новый мир рассыплет «песен золото солнечные волны», которые будут родные простому люду. Стихи книги «Запев» собраны в циклы, каждый из которых имеет свои мотивы. Так, в цикле «Социальное» поэт утверждает свой творческий почерк. В цикле «Усталая мечта» ведущими являются мотивы счастья, любви.
Цикл «Осенняя» воспроизводит широкий мир человеческих чувств. Цикл «Революция» можно назвать лирической поэмой о революционных процессах.
Что же касается идейной направленности отдельных стихотворений циклов, то наибольшего внимания заслуживает цикл «Революция». Стихи этого цикла свидетельствуют о эволюции поэта. Уже в первом стихотворении В. Чумак изображает революционные события как торжество угнетенных, его стихи являются гимном восставшему народу; он призывает его к борьбе, а уже в пятом стихотворении цикла, отражая митинговую волну народного возмущения, автор высказывает мнение о наивной вере в мировую революцию. Достаточно своеобразно стихотворение «Офира», входящее в цикл «Революция». Поэт, словно предвидя свою смерть, говорит о необходимости самопожертвования во имя революции.
В этой же поэзии он создает элементы будущего, которое называет сказкой. Рано ушел из жизни талантливый поэт. Если бы он прожил еще хотя бы несколько лет, то украинская литература, в частности, поэзия, приобрела бы невиданных перспектив. Красно-голубым человеком, который горел в жажде большой, вошел в бессмертие и другой храбрый художник В. Эллинский, литературными псевдонимами которого были: Василий Эллан, В. Блакитный, Валерий Плут, А. Орталь и др. Он прожил тоже короткую жизнь , но стихи его сборника «Удары молота и сердца» не только приобрели популярность, но и убедили современников в своеобразии творчества талантливого поэта, одного из «первых храбрых».
В ранних стихах В. Эллана — меняющиеся юношеские настроения, волевые и оптимистичные, а в стихотворении «Украина» присутствует безоглядный максимализм. Одним из лучших стихотворений поэта является стихотворение «Вперед». Оно проникнуто порывом к борьбе.
Автор призывает современников забыть об усталости и спокойствии, когда решается судьба Родины.
Говоря о В. Эллане, нельзя не сказать о том, что он, как и В. Чумак и другие поэты этой эпохи, поэтизируя героику, не склонялся к идеализации кучки бунтовщиков, понимая, что победа за «первыми храбрыми» возможна лишь при условии, когда их поддерживают массы.
Поэзия В. Эллана привлекает масштабностью изображаемого мира, широко лирической патетикой, тотальность, призывами. Показательно в этом плане «Восстание», мотив стихотворения — героическое подвижничество. Как и у В. Чумака:
А вечером все украл туман
Снег ложится
В руках наган, На красно-черную рану…
Оба поэта вдохновенные политическими событиями, они, как и большинство интеллигенции того времени, не выбирали между личным и всеобщим. Их мироощущение отражено в строках: «Кровь горит на наших знаменах. Наша кровь.
Вперед».
«Первые храбрые художники» как явление и миф