Пьеса Булгакова «Дни Турбиных»
Пьеса «Дни Турбиных» является своего рода драматургическим вариантом романа «Белая гвардия». Она создавалась Булгаковым на его основе; но в то же время это самостоятельное художественное произведение, во многом отличающееся от романа. Михаил Афанасьевич работал над пьесой по заказу МХАТа, и в 1926 г. состоялась премьера спектакля — Он вызвал весьма неоднозначный отклик в советской критике; Булгакова обвиняли в пропаганде «бе-логвардейщины» и даже на время запретили постановку. Но вскоре спектакль вновь появился на сцене МХАТа и шел более восьмисот раз, причем 15 раз на нем присутствовал И. В. Сталин. Чем же был вызван такт»! интерес к произведению?
С самого начала работы Булгаков считал » Дни Турбиных » не военной пьесой, а пьесой об интеллигенции. Он ставил перед собой задачу показать, как революция, меняет людей; показать судьбу людей, принявших и не принявших революцию. В центре внимания писателя находится трагическая судьба семьи Турбиных. Действие в пьесе развивается на фоне бурных событий, происходивших на Украине в 1918 — начале 1919 года.
Эта пьеса — во многом автобиографическое произведение. Прообразом семьи Турбиных послужила семья самого Булгакова ; многие другие персонажи пьесы были «срисованы» автором с близких друзей и знакомых. Писатель сам был непосредственным свидетелем и участником всех описываемых событий, и это придало пьесе особую достоверность и реалистичность.
Пьеса представляет собой многоплановое и многоаспектное произведение. В ней семейные сцены перемежаются с Историческими . Замкнутый уют Турбиных «за кремовыми занавесками» «взрывается» массовыми сценами. Лирическое начало сочетается в пьесе с юмором , сатирой и гротеском .
Писатель мастерски рисует общественные события в Киеве 1918-1919 годов и сложнейшие психологические переживания Турбиных, Мышлаевского, Студзинского, Лариосика. Булгаков обращает главное внимание на то, как революция, изменившая привычный уклад жизни семьи Турбиных, повлияла на судьбы людей. Трагическим лейтмотивом звучит в пьесе тема крушения — крушения прежней жизни, прежних взглядов и убеждений. Старый мир рушится, й перед героями пьесы встает проблема выбора. «Как быть?» — вот вопрос, ответ на который мучительно ищут герои пьесы. Центральным образом в пьесе является образ Алексея Турбина.
Он проходит сложную эволюцию — от желания драться с большевиками до осознания трагической обреченности белого движения. Трагедия Алексея Турбина — это трагедия сильной личности, честнейшего человека, переживающего мучительное крушение своих прежних идеалов и представлений. Ключевой сценой в пьесе является сцена в Александровской гимназии, когда Алексей своей властью распускает артиллерийский дивизион. Он не Хочет участвовать в «балагане» — в защите позорно сбежавшего гетмана — и не хочет выводить дивизион, сплошь состоящий из необстрелянных юнкеров и. бывших студентов, на бессмысленную гибель.
Он, казалось бы, нарушает присягу, и некоторые офицеры и юнкера призывают, не понимая вначале мотивов его поступка, арестовать его. Но правда находится на стороне Турбина, и все вскоре осознают это: Алексей фактически спасает своих подчиненных от верной смерти. В своей речи Турбин произносит пророческие слова: «Народ не с нами.
Он против нас». Осознание этой истины далось ему нелегко: он признает обреченность белого движения. Полковник Турбин до конца выполнил свой воинский долг: он погиб, прикрывая отход юнкеров. Идейную эстафету выстраданных убеждений принимает от Турбина Виктор Мышлаевский.
В конце пьесы происходит резкое столкновение между Мышлаевским и Студзинским. Студзинский собирается пробираться на Дон, в Добровольческую армию генерала Деникина, чтобы драться с большевиками. Мышлаевский же решительно ему возражает: он уверен, как и Турбин, в крахе белого движения, не хочет ему служить и даже готов перейти на сторону большевиков: «Пусть мобилизуют! По крайней мере буду знать, что я буду служить в русской армии.
Народ не с нами. Народ против нас. Алешка прав!» Каждый из героев сделал свой выбор, нашел свой путь, который разведет их в разные стороны. Трагическое ощущение гибели старого мира, безысходности, которое чувствуется в сценах последнего акта «Дней Турбиных» , в финале пьесы сменяется чувством ожидания перемен.
В город входят части Красной Армии, и это символизирует победу нового мира над старым.
Пьеса Булгакова «Дни Турбиных»