«Песнь о Роланде» и французский героический эпос
1. Героический эпос — вид народной поэзии.
· жанр — большая поэма, слагались певцами из среды дружинников, клерикальной среды, исполнялись — жонглерами. · назывались «шансон де жест» (песня о деяниях). · от 1000 до 2000 строк, тирады (лессы)- от 5 до 40 стихов — на одном дыхании, 10-сложные, с цензурой после 4/6 слога · в основном — не рифмованные (→ у трубадуров), заканчивались ассонансом (гласные), на них — ударение
2. Темы:
· оборона от внешних врагов (мавров = сарацин, норманнов, саксов) (смысл жизни, суть феодализма: феодал не собственник земли, а защитник) · верная служба сеньору, королю · феодальные распри
3.1, 2 темы — связаны с образом Карла Великого (800 — император). В поэме предстает в идеализированном виде.
· В некоторых поэмах участвует активно, лично совершает подвиги. В молодости, спасаясь от изменников, бежит в Испанию, доблестно сражается, завоевывает любовь дочери сарацинского царя, возвращается во Францию и коронуется. · В других он отходит на второй план, он объединяет все действие, но уступает роль паладинам, в частности 12 пэрам (равные), главное — Роланду.
«Песнь о Роланде» (1100)
1. Неизвестный автор, заслуги:
· сохранил глубокий смысл и выразительность древнего предания · связал его с живой современностью · нашел блестящую художественную форму
2. Источник — исторические факты, но искажены:
· VIII — Карл вмешался в междоусобицу мусульман → осаждал Сарагосу → арьергард разбили баски (не мусульмане-мавры, а баски-храстиане) · был Хруотланд — Роланд — погиб в этой битве
3. Особенности:
· гиперболизация (масштаб событий), (у Р. лопаются виски) · идеализация главных героев (Р., Карл, архиепископ Турпин, Оливьер) · идея религиозной борьбы и особой в этой борьбе роли Франции (небесные знамения, религиозные призывы, очернение «язычников», покровительство «наших» богом, Р. — вассал Карла и бога, образ Турпина — одновременно благословляет на бой французов и сам дерется) · смерть Р. символична (нет ран, а в силу внутренней необходимости — раскаяние) · трагизм смерти Р. смягчается — попадает в рай и вручает богу перчатку, как небесному сеньору
4. Влияние:
· «ПоР» написана незадолго до первого крестового похода — сильно влияние его пропаганды · социально-политические противоречия — эпизод предательства Ганелона
5. Противостояния:
· Карл — Ганелон: как родина (общее дело) — предатель · Р. — Ганелон — личное · Р. — Оливьер — 2 варианта одного положительного начала, Р. — безмерно отважен, О.- благоразумен.
«Песнь о Роланде» и французский героический эпос