«Песнь о Роланде» и главный герой граф Роланд
«Песнь о Роланде» относится к числу так называемых эпических поэм средневековой французской литературы. Некоторые общие сюжетные черты этих песен позволяют их делить на «королевские джесты» и «баронские джесты», т. е. джесты, воспевающие образ сюзерена, и джесты, посвященные феодальным распрям (например, «Джеста о Рауле из Камбрэ»). «Песнь о Роланде» — яркий пример «королевской джесты», в которой самый принцип королевской власти торжествует над феодальной анархией, воплощенной в образе Гуенелона и его родичей. Композиционно сюжетный материал разбивался на четыре основных раздела:
Посольство Бланкандрина и предательство. Гуенелона, бой в Ронсевале и смерть Роланда, месть Карла, судебный процесс и казнь Гуенелоца.
«Песнь» дает яркую и широкую картину эпохи. Мы видим императора — верховного феодального монарха на совете среди его баронов, где решаются важные государственные дела. Подробно и разнообразно описаны военные действия, дающие полное представление о феодальной войне XI-XII вв., изображена придворная жизнь, отражено состояние законов. Дворец, поле битвы, лагерь — фон «Песни». Читая ее, мы детально знакомимся с одеждой, обычаями и характером людей XI-XII столетий.
В самом деле, можно ли говорить о проблеме характера в «Песни»? Конечно, характеры ее героев обрисованы только в общих чертах, далеки от реалистической многосторонности и законченности, но все же немало в них живых, запоминающихся черт. Персонажи «Песни», во всяком случае основные, запоминаются именно как живые люди.
Герой «Песни» — граф бретонский Роланд, племянник Карла Великого. «Песнь» скупа на краски в описании его внешности: о нем мы знаем только, что он «весел лицом и красив станом». Зато его характер разработан подробнее. Роланд всегда выступает в ореоле военной славы. Он — лучший из рыцарей Карла; на совете баронов, при обсуждении перемирия с Марсилием, он требует беспощадной войны до конца; когда перемирие решено, Роланд в числе первых добивается опасного поручения быть послом у Марсилия. Он начинает бой, и, описывая его подвиги, автор «Песни» не может сдержать своей воинственной фантазии: враги падают десятками и сотнями.
Даже когда Роланд появляется в мирный час перед Карлом, то и в эту минуту он «в броне», и автор спешит сообщить, что «он только что Каркасову разграбил». Даже умирая, Роланд ложится лицом к стране врага — пусть знают все, что он умирает победителем и поле боя осталось за ним. Но в этом идеальном воинском образе есть и отрицательные черты. Его друг-побратим Оливьер, неразлучный товарищ, говорит ему: «Очень горяч и горделив, ваш норов». Все дальнейшее подтверждает слова Оливьера. Окруженный ратью, которая в пятнадцать раз сильнее его войска, Роланд мог бы спасти и себя и своих поитгов, если бы послушался Оливьера и затрубил в рог до начала битвы: войско императора вернулось бы, чтобы разбить полчища. Но Роланд надменно отвергает предложение: «в краю родном постигнет нас хула», — говорит он, объясняя, что считает трусостью просить помощи.
Да, но Роланд все-таки берется за рог, и это очень важно для «Песни». Она, бесспорно, обвиняет Роланда в том, что он не попросил помощи вовремя. Однако в «Песни» показано, что Роланд понимает свой поступок и горько кается в нем: «Франки падут, и а тому виною» — восклицает Роланд, и его дальнейшие слова глубоко раскрывают это трагическое чувство вины: «Коль не убьют, И горя я папою».
Роланд уже не славы ищет и не бесславия боится, а ждет смерти, которая искупила бы его вину перед павшими товарищами, заманила бы забыть о его легкомыслии.
Чувство боевой дружбы крепко связывает Роланда с Оливьером и прочими рыцарями. Когда Оливьер умирает от ран, Роланд «рыдает и крушится, — никто вовек не знал такой кручины». «Коль умер ты, не жить мне на земле»,- стонет Роланд, лишаясь чувств.
Кроме храбрости и верности друзьям, автор подчеркивает в характере Роланда несокрушимую верность сеньору — императору Карлу. Племянник Карла и лучший рыцарь его рати, Роланд прежде всего — верный вассал, и свои взгляды на обязанности вассала он образно высказывает в следующей строфе:
Должен вассал пострадать за сеньора, Должен терпеть и тяжкий жар, и холод, Должен терять и волосы, и кожу. Смотрите все: пусть каждый бьет, как может, Песни дурной пускай о нас не сложат.
Герой Роланд, верный друг и вассал, пламенно любит свою родину — «сладкую Францию». Он умирает не только за своего сеньора, но и за Францию, за «Большую Землю», на страже которой его поставил Карл. Любовь к родине проходит красной нитью через всю «Песнь»: о «сладкой Франции» молится умирающий Оливьер, бороться за нее призывает архиепископ Турине, к ней рвутся усталые франки, покидая Испанию.
Кроме всех этих черт, подчеркнутых в Роланде самим автором, отметим еще любопытные подробности, дорисовывающие его характер,
Роланд несдержан, — об этом нам уже сказал Оливьер. Эта несдержанность особенно бросается в глаза в разговоре с Гуенелоцом, после того как Роланду навязана должность начальника арьергарда. Начав разговор вежливейшим обращением, Роланд кончает его бешеным взрывом негодования: «Негодяй, худородный мерзавец!» — кричит он отчиму. Однако, когда Оливьер называет Гуенелона предателем, Роланд холодно останавливает Оливьера — «Изволь молчать!.. Он — отчим мой: ни слова про него». Таков образ Роланда, вырастающий в образ «богатыря франкской земли»: когда гибнет Роланд, губительный смерч проносится над Францией, пугая людей. И автор спешит добавить:
Все говорят: «Последний день настал. То страшный суд, скончание векам», Но это ложь: не с того — ураган; То — злая скорбь, что должен пасть Роланд. Природа скорбит, узнав о смерти Роланда: Бушует вихрь среди французских, стран, Гроза и гром, и ветр, и ураган, Свирепый дождь и непомерный град, Молнии бьют и часто и подряд…
Это мощное выражение скорби по герою, это ощущение народной потери не может не напомнить известное место из «Слова о полку Игореве».
«Песнь о Роланде» и главный герой граф Роланд