«Песочный человек», художественный анализ новеллы Гофмана
Одна из самых известных новелл Э. Т. А. Гофмана появилась на свет в ноябре 1815 года. Первая редакция произведения несколько отличалась от второй, отправленной 24 ноября издателю Георгу Реймеру и вошедшей в 1817-м году в сборник «Ночных рассказов»: в ней дьявольское воздействие Коппелиуса имело более всеобъемлющую, физическую природу и касалось не только главного героя — Натанаэля, но и его возлюбленной — Клары, которая в начале слепла от прикосновения старого адвоката, а затем погибала. Оставив Коппелиуса воздействовать только на душу Натанаэля, Гофман придал новелле большую психологичность и, вместе с тем, необъяснимую мистичность происходящего.
Название произведения связано с фольклорным западноевропейским Образом Песочного человека : в трактовке матери Натанаэля — это красивая метафора, которой она объясняет процесс «запорашивания глаз» перед сном; в понимании старой нянюшки — это реальное злое существо, которое бросает непослушным детям песок в глаза, так, что они наливаются кровью, после чего прячет их в мешок и относит на Луну, в совиное гнездо, к своим отпрыскам, которые кривыми клювами окончательно лишают малышей зрения. Натанаэль по малолетству принимает рассказ старой женщины за правду. Он начинает увлекаться всем чудесным и таинственным.
Со временем герой понимает, что Песочный человек — не совсем то, что о нем говорят, и перестает связывать свои детские страхи с неизвестным ему персонажем, приходящим к отцу в девять часов вечера.
Взросление Натанаэля позволяет ему выйти за рамки мистического восприятия мира, но показывает его неготовность к постижению мира реального: в десять лет мальчик становится свидетелем странных действий, производящихся отцом и старым адвокатом Коппелиусом, смертельно пугается последнего и несколько недель проводит в горячке. Новые детские страхи объясняются реальным неприятием мерзкого гостя, обладающего как ужасной внешностью, так и жуткими манерами, одной из которых является стремление специально трогать детские сладости, зная, что после этого малыши не смогут к ним прикоснуться. Непонятные Натаниэлю действия и преображение во время них отца, в лице которого появляется нечто сатанинское, делающее его похожим на Коппелиуса, связываются в сознании главного героя с нападением на него старого адвоката и смертью отца — всем тем, что может создать самые кошмарные жизненные впечатления у человека.
С точки зрения психологии, получивший тяжелую психологическую травму Натанаэль несет на себе ее разрушительное воздействие на протяжении всей юности . С позиции сюжетных событий, все выглядит несколько иначе, но, как часто бывает у Гофмана, может иметь, как минимум, две трактовки: фантастическую и реальную.
Вторая встреча Натанаэля с Коппелиусом происходит вне стен родного дома. Старый адвокат представляется герою в начале продавцом барометров, а затем — пьемонтским механиком Копполой, занимающимся продажей разнообразных оптических приборов . Столкнувшись нос к носу с дьявольским существом, Натанаэль приходит в ужас и начинает предчувствовать свою скорую гибель.
Первое время он держится благодаря Кларе, считающей его страхи — пустыми бреднями, Лотару — предлагающему не впускать в свою душу ненужные эмоции, профессору Спаланцани, подтверждающему итальянское происхождение Копполы, а значит и отсутствие связи между ним и немцем Коппелиусом. Натанаэль даже делает шаг навстречу Копполе, который вкладывает в его руки карманную подзорную трубу, ставшую очередным мостиком на пути к окончательной гибели.
Сближение Натанаэля и Олимпии начинается с вполне реального события — пожара, приключившегося в доме, где главный герой снимал комнатку. Что послужило основной для бедствия — в новелле не указывается. Известно только то, что друзьям студента удалось спасти его книги и манускрипты и снять новую комнату, как раз напротив окон профессора Спаланцани. Так у Натанаэля появилась чудесная, но объясненная реальной причиной, возможность видеть прекрасную Олимпию. Подзорная труба Копполы приблизила интересующий студента объект, но, вопреки реальным свойствам предмета, показала автоматический механизм в виде живого человека.
Чем больше Натанаэль смотрел на Олимпию через дьявольский прибор, тем сильнее он в нее влюблялся. За каких-то три дня из сердца молодого человека ушли все, кто был ему дорог, — Клара, мать, Лотар. Натанаэль даже чуть было не поругался со своим лучшим другом Зигмундом, осмелившимся подчеркнуть механичность поведения Олимпии — ее размеренную поступь, ее ровный, красивый голос.
Страстная любовь Натанаэля к Олимпии — классическое выражение дьявольского ослепления человека. Несмотря на то, что юноша периодически ловит себя на холодности рук и губ возлюбленной, на ее немногословности, на ее странном поведении, он все равно не может отступить от своего чувства, которое на самом деле является ничем иным, как себялюбием. В каком-то смысле Натанаэль влюбляется в бездушный автомат в силу собственного характера: ему нравится, когда его слушают, не прерывая; когда от всего сказанного им приходят в восторг; когда он видит в любимом человеке отражение своей собственной души и ничего больше.
Веселая, жизнерадостная, рассудительная Клара представляется погруженному в мистические настроения Натанаэлю холодной, бездушной, не понимающей его особой. Как только герой приходит в себя, настоящая возлюбленная вновь становится близка его сердцу. Судьба Клары — прекрасна: девушка переживает покушение на жизнь, безумие и гибель Натанаэля, но находит в себе силы выйти замуж и жить в счастье и довольстве с мужем и двумя сыновьями.
Главный герой не выдерживает безумия и погибает.
Мотив автомата, выразившийся в страшном выводе о неотличимости механического/мертвого от естественного/духовного, тесно связан в новелле с Символическим образом глаз, являющихся отражением как души человека, так и его жизни. В детстве Натанаэль боится за свои глаза ; в юности — он влюбляется в искусственные глаза Олимпии. Приступы безумия посещают героя каждый раз, когда возникает опасность потери зрения .
«Песочный человек», художественный анализ новеллы Гофмана