План к теме «Основы эпического театра Бертольда Брехта»
В каких работах Бертольда Брехта были разработаны теоретические вопросы, связанные с реформацией театрального искусства? Свои взгляды на театральное искусство Бертольд Брехт изложил в многочисленных статьях: «Об опере» (1930), «Современный театр — театр эпический» (1931), «Театр развлечений или театр поучения?» (1935), «Об экспериментальном театре» (1939), «Новая техника актерского искусства» (1940) и др. их дополняют комментарии Брехта для собственных постановок, дополнения к текстам пьес.
Почему театр Брехта получил название «эпического»? В основу драмы Брехта положено не действие (как было в традиционной «аристотельской» драме), а рассказ (отсюда название — «эпическая драма»).
Кто герои брехтовских пьес? Герои брехтовских пьес являются не драматическими характерами, а аллегориями настоящих свойств природы или тех или других идей.
Что такое «эффект отчуждения»? «Эффект отчуждения» — это прием, благодаря которому будничное явление возникает в новом свете, как странное, новое «чужое». Сам Брехт так разъяснял суть этого приема: «Эффект отчуждения… заключается в том, что вещь, которую нужно привести к сознанию, на которую нужно переключить внимание, с обычной, известной, с той, что лежит перед нашими глазами, превращается в особую, неожиданную, в ту, что бросается в глаза. Само собой понятное становится непонятным, но это делается лишь для того, лишь бы оно потом стало более понятным… Мы спрашиваем кого-то: «Ты когда-нибудь рассматривал внимательно свои часы?» Человек, который меня спрашивает, знает, что я часто смотрю на него, но своим вопросом она разрушает представление, которое является обычным для меня, а затем уже ничего мне не говорит».
В чем заключалось отличие эпического театра от драматического? Эпический театр вместо того, чтобы навевать зрителю определенный эмоциональное состояние и проводить его через «катарсис» («очищение через страдание»), должны мобилизовать интеллектуально-аналитические способности публики. Оставляя конфликт не развязанным, эпический театр наталкивает зрителей искать в жизни пути решения социальных и моральных проблем, затронутых на сцене. Эпический театр разрушает иллюзию жизне-подобности: то, что происходит на самом деле, должно выглядеть как сценическая зарисовка, «Действие на сцене» в эпическом театре превращается в «рассказ на сцене».
Какие приемы оказывали содействие преобразованию «действия на сцене» в «рассказ на сцене» ? Такому преобразованию оказывали содействие «эффект отчуждения», введение в драму заголовков, которые извещают о содержании картин, «зонги», обращение актеров к публике, надписи, спроектированные на экран и т. п..
Где были воплощены на практике новаторские поиски Бертольда Брехта? Творческое наследство Бертольда Брехта насчитывает свыше тридцати пьес, 1948 г. Брехт организовал свой театр «Берлинер ансамбль», в спектаклях которого в полной мере воплотил свои новаторские идеи и замыслы.
План к теме «Основы эпического театра Бертольда Брехта»