«Плеяда» Ронсар
«Плеяда» и ее теоретическая программа. В к. 1540-х гг. во Франции возник литературный кружок, состоявший из 7 молодых образованных дворян, мечтавших о реформе французского поэтического языка и о создании новой, гуманистической по средневековьяоему характеру и вместе с тем вполне национальной поэзии.
Туда входили Ронсар, дю Белле, других в учебнике нет. Их манифест — «Защита и прославление французского языка». Написал его дю Белле, но идейным вдохновителем был Ронсар. Произведение состоит из 2х частей.
1 — проблема поэтич. языка, 2 — теории поэзии. Вторая часть трактата начинается с утверждения высокого представления о поэте и его миссии. Поэт, по мнению дю Белле, не просто забавник или виртуоз, а тот, «кто будет направлять, как узда, мои впечатления и влечь меня по средневековьяоему произволу». Лучшая школа для поэта — античность. Дю Белле пишет о том, чтобы надо отбросить старые, средневековые формы, бывшие в широком употреблении в тогдашней придворной поэзии — баллады, рондо, вирле и т. п. — и писать эпиграммы, элегии, оды, сатиры по образцу латинских поэтов, а также сонеты , авторитетом Петрарки. + трагедии и комедии, следуя знаменитым древним образцам, наконец, героические поэмы в манере Гомера, Вергилия и Ариосто (последнее имя средневековьяидетельствует о том, что античность нередко доходила до французов сквозь призму итал.
Возрождения). + учение о двух стилях — высоком для трагедий, од и эпических поэм и низком для фарсов и комедий.
Вот эта писанина — манифест ренессансного классицизма. Смена жанров означала смену литературной традиции, потому что жанр в средние века определял все. В молодости писал пиндарические оды .
Цель — героизировать современную ему Францию, прославить абсолютизм как выражение национального единства. Не получилось. Писал еще оды, в которых главным героем был поэт, тема — его место в обществе.
Сила поэзии — в способности увековечить . + тема одиночества поэта и его отчужденности от окружения. На смену Пиндару, Анакреонту, Горацию пришли римские элегии во главе с Катуллом и Овидием.
Тема всесилия времени, его неумолимого и разрушительного бега. В частности, в анакреонтических стихах предлагается искать забвения в вине и любви. А в пиндарических одах — победа над временем. В горацианских одах — тоже.
Античные образы — Венера, Бахус, Амур. «К музе» — подражание Горацию. Противоположный мотив: Р. не весь уйдет в могильный мрак, часть лучшая для жизни сохранится. Сонеты.
Образ возлюбленной — воплощенный идеал. «К Кассандре» — образ К. сквозь дымку воспоминаний, мечты. Влияние Петрарки. «К Марии». Мария — простая крестьянская девушка, воплощение чистой и естественной красоты. Ассоциируется у Р. с весной, утром, рассредневековьяетом. Отход от обожествления женщины.
Чувства к Марии — влюбленность. К Кассандре — страсть . «К Елене» — возлюбленная аристократически утонченная. Возвышенная идеализация переплетается с психологической достоверностью. Реальная Елена была довольно надменной и капризной дамой, что немного отразилось в стихах.
Елена говорила, что он компрометирует ее стихами.
«Плеяда» Ронсар