По пьесе В. Маяковского «Клоп»
Концепция нового общества
Учитель. Мы продолжаем разговор о сатирических произведениях В. Маяковского. Запишите основной вопрос урока: Какова концепция нового мира, нового общества, нового человека в пьесе В. Маяковского?
— В конце 20-х годов В. Маяковский написал несколько пьес. Пьеса «Клоп» написана в 1929 году.
Какова была обстановка в стране в это время?
Позади бои революции, Гражданская война. Страна почти оправилась от разрухи. Социализм наступает по всем направлениям: проводятся коллективизация, индустриализация, НЭП.
Положение молодой власти укрепилось. Идет активное строительство новой, мирной жизни.
— Какие детали времени мы видим в пьесе? Каков человек? Как устраиваются люди?
Детали времени: частники, стремление заработать, реклама, мирная жизнь. Каждый хочет устроить ее по-своему хорошо — устроиться.
Интересы и образ жизни «устраивающихся» граждан представлены в первой и второй картинах. Частники-лотошники, желая продать свой товар, в рекламе доходят до абсурдного преувеличения: «самопришивающиеся» пуговицы, «небьющийся точильный брусок». Рассчитывая на молодого покупателя, пролетария, разносчики упоминают и приметы политики, проникшей во все сферы жизни общества: кукла «танцует по указанию самого наркома», точильный брусок точит «бритвы, ножи и языки для дискуссий», селедка «республиканская» и так далее. Эти люди устроились в новой жизни.
Зоя Березкина говорит: «Жить хотели, работать хотели…» Семье Ренесанс необходимо укрепить свое положение. Именно поэтому их дочь выходит замуж за Присыпкина. Обитатели молодняцкого общежития строят новую жизнь.
Свое будущее видят по-разному. Одни стремятся только к личному счастью, другие — к общему благоустройству.
— Как устроился Присыпкин? Каково его социальное положение, самооценка, оценка окружающих, желания, стремления, речь?
Присыпкин — Пьер Скрипкин — бывший рабочий, бывший партиец, ныне жених. От своих недавних товарищей Присыпкин «отворачивается», но принадлежность к победившему классу намерен сохранить. Для него это товарная ценность.
О себе Присыпкин очень высокого мнения, мечтает об изящном, изысканном, «аристократическо-кинематографическом» будущем. Все, что может помешать воплощению откровенно приземленной мечты о доме — «полной чаше», устраняет: меняет фамилию на более благозвучную, по его мнению, рвет с рабочим классом, бросает беременную Зою Березкину, хочет породниться с семьей парикмахера.
Речь Присыпкина отличается бедностью словаря, обилием штампов, зачастую нелепой высокопарностью. Претендуя на особое положение, образованность, изысканность манер, Присыпкин показывает свое невежество и большие амбиции. Он не замечает усмешек Баяна, не знает значения многих слов, часто говорит строчками из популярных романсов, речь строит штампами, с бывшими товарищами по общежитию говорит грубо, жестко, свысока.
Окружающие по-разному относятся к Присыпкину. Розалия Павловна нуждается в пролетарском происхождении будущего зятя, поэтому потакает всем его желаниям. Большинство товарищей по общежитию смеются над его устраиванием в новой жизни.
Но некоторые с мечтательностью смотрят на новую жизнь Присыпкина .
Образ Присыпкина символизирует все, что ненавидел и с чем боролся Маяковский: пошлость, глупость, позерство, мещанство , пьянство, грубость, равнодушие к другим, грязь, праздность.
— Что вы можете сказать о Баяне? Каков он, какая у него речь? В чем его опасность?
Олег Баян — самородок, из домовладельцев. В прошлом — писатель, выдававший чужие стихи за свои, теперь — «молодежь обучает. Кого стихам, кого пению, кого танцам, кого так… деньги занимать».
Сменив неблагозвучную фамилию Бочкин на Баян, начинает, по его мнению, другую, интересную и счастливую жизнь.
Речь Баяна значительно отличается от речи Присыпкина. У него широкий лексический запас, часто использует фразеологизмы, показывает знание мифологии, обнаруживает достаточно широкий кругозор, употребляет иностранные слова. В новую жизнь этот герой входит подхихикивая , извлекая из любой ситуации выгоду для себя.
Опасность Баяна в том, что он является учителем для многих молодых людей. Отрывая их от своего класса, он прививает им ложные ценности, приводит в мир мещанства. Большую роль играет и новое имя героя: за ним стоит не красноречивый мудрец, знакомый всем по фольклору, а скрывается хитрый корыстолюбец Бочкин.
— Встречаются ли люди, подобные Баяну, в наше время?
Учитель. Эпизод «Красная свадьба» — ключевой.
— Как проходила свадьба? Чем она закончилась? Почему?
Свадьба началась как собрание: сухо, скучно, официально. А закончилась безобразной пьянкой. Никто никого не слушает, не понимает, словно говорят на разных языках, все сбрасывают маски и показывают свои истинные лица.
Заканчивается все пожаром и гибелью всех гостей — такой финал символизирует историческую бесперспективность мещанства.
Прошло пять десятилеток. Найдено замороженное тело Присыпкина. Решен вопрос о его размораживании.
— Каковы элементы будущего? Какова реакция новых людей на размораживание Присыпкина? Каковы причины, по которым хотели разморозить Присыпкина?
Свершилась мировая революция. От Чукотки до Кабула простирается «федерация земли». Наука шагнула далеко вперед: стало возможно «воскрешение индивидуума», благодаря радиораструбам осуществляется связь со всеми областями. В сквере — искусственные деревья, на листьях которых тарелки с фруктами. Произошли изменения и в языке: с исчезновением многих явлений ушли и слова.
Несмотря на то, что институт человеческих воскрешений требовал воскресить замороженного «во имя исследования трудовых навыков рабочего человечества», некоторые опасались «распространения бактерий подхалимства и чванства».
— Какова новая жизнь Присыпкина? Почему он не был рад своему оживлению? Какие изменения произошли в обществе?
Воскресший Присыпкин, думая, что он в отделении милиции, предъявляет все свои документы , но, осознав, что случилось, падает в обморок.
Несмотря на то, что Присыпкина содержали в закрытом помещении, его оживление затронуло многих: появились жертвы «страшной эпидемии» . Жизнь в обществе, где пытаются развить его до «человеческой степени», не по душе Присыпкину, он чувствует себя очень одиноким, несчастным. В будущем нет привычных для него условий жизни. «Товарищи, я протестую!!!
Я ж не для того размерз, чтобы вы меня теперь засушили», — кричит он Зое, но не находит сочувствия: «Я прожила пятьдесят лет вперед, а могла умереть пятьдесят лет назад из-за такой мрази».
— Как понимаете финал пьесы?
Обращаемся к афише, комментируем.
Выход из, казалось бы, тупиковой ситуации нашел директор зоологического сада, распознавший в размороженном вид человекообразного паразита. Научный доклад директора зоопарка является позицией автора.
Присыпкин, откликнувшийся на объявление, живет теперь в особой клетке в привычных для него условиях. Во избежание новой эпидемии предусмотрены средства защиты: «четыре фильтра», прочищаемые ежедневно «специальными служителями в противогазах». Казалось бы, люди оградили себя от грубости, пьянства, мещанства и финал пьесы светел и оптимистичен.
Но последние слова Скрипкина показывают, что победа над «пагубными явлениями» еще не наступила. А возможна она только в том случае, если люди сумеют справиться с «бактериями подхалимства и чванства», пошлости, невежества, аморальности, амбициозности, паразитизма, вынудив присыпкиных жить в клетках в зоопарке .
— К чему стремился В. Маяковский?
Чтобы каждый обратил внимание на себя.
Учитель. Прокомментируйте слова В. Маяковского: «»Клоп» — это театральная вариация основной темы, на которую я писал стихи и поэмы, рисовал плакаты и агитки. Это тема борьбы с мещанином…
Как мне самому нравится моя пьеса? Она мне будет нравиться, если она не будет нравиться обывателю».
— Какова концепция нового мира, нового общества, нового человека у В. Маяковского?
По мнению поэта, уже в 1979 году должно было быть построено прекрасное будущее, где нет места мещанству, невежеству, грубости, паразитизму и другим отрицательным моментам, мешающим развиваться человеческой личности и обществу. Только искоренив негативные явления, человечество продвинется далеко вперед и в науке, и в технике. Но односторонне развитое общество, показанное поэтом, где рационализм вытеснил все, что развивает душу и чувства , служит предостережением современникам.
Учитель. С момента написания пьесы «Клоп» прошло уже более семидесяти лет. Сравните нынешнее время с будущим, показанным В. Маяковским.
Сбылись ли мечты и опасения поэта? Потеряло ли произведение свою актуальность?
По пьесе В. Маяковского «Клоп»