Почему Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве»?
Пьеса «Гроза» является свидетельством того, что А. Н. Островский в своем творчестве затронул важные проблемы, касающиеся купечества. Он отказался от идеализации купцов и их патриархального быта. И конфликт в пьесе строится именно на том, что главная героиня «Грозы» — Катерина — попыталась жить в соответствии с запросами души, не подчиняясь мертвым традициям купеческого общества. Н. А. Добролюбов утверждал: «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского».
Решительность, о которой писал критик, проявилась, как мне кажется, в том, что драматург закончил свою пьесу трагически — смертью героини. Сам Островский назвал свою пьесу драмой, хотя современниками она воспринималась как трагедия. И это, конечно, оправдано.
В пьесе показана трагическая судьба женщины — Катерины Кабановой, восставшей против уклада калиновской жизни. Все существование Калинова основывается на бездуховности, невежестве, самодурстве и дикости нравов. И в этом темном мире «лучом света» являются христианская мораль и человечность Катерины. Важное место в пьесе занимает противостояние Катерины и Кабанихи. Эти героини являются полными противоположностями друг другу.
Они представляют в пьесе две совершенно разные нравственные позиции, два разных состояния человеческой природы. Первая же сцена с их участием показывает, что обе эти женщины наделены сильным характером. Каждая из них следует своим жизненным и нравственным принципам.
Кабаниха крепко связана с бытом, поглощена заботами о детях, о доме, о торговле. Катерина, окруженная бытом, живет как бы вне его — в воспоминаниях о детстве, родном доме, в сновидениях, в мечтах о загробной жизни, которая кажется ей прекрасной и поэтичной. Марфа Игнатьевна прочно стоит на земле. Она крепко держится за домостроевский порядок жизни, что особенно проявляется в сцене прощания с Тихоном.
Катерина мечтает стать вольной птицей. Для нее главное не форма, не внешнее проявление, а внутреннее, и, прежде всего, нравственное содержание. «Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю…» — так отвечает она на упреки Кабановой в 5-ом явлении I акта. Интересно, что в «Грозе» — драме по жанру — присутствует также трагическое и комическое. Это два полюса авторского отношения самого Островского к патриархальному миру.
Катерина — единственный человек, над которым автор не насмехается, кто не изображен в комическом свете. Кабаниха осознает, что старый патриархальный мир рушится, она ощущает себя последним оплотом правильного миропорядка. Резкое противостояние Катерины и Кабановой в драме — столкновение двух исторических эпох. Катерине тесно и тяжело в атмосфере кабановского дома. Гордую и волевую, ее выдали замуж за доброго, но безвольного Тихона, который не сумел стать для нее опорой.
Натура одухотворенная, мечтательная, героиня попала в атмосферу ханжества, домостроевских традиций. Мировосприятие Катерины делает ее чужой не только в доме Кабановой, но и вообще в мире Калинова, в котором ей приходится жить. Образ Катерины, на мой взгляд, — это воплощение русского национального характера. Неслучайно облик героини обрисован бытовыми красками, овеян бытовым колоритом старой русской жизни. Но такое изображение Катерины отличается от бытовых красок, которыми Островский рисует нелепых и пошлых купцов.
Различие состоит в том, что через бытовые краски раскрывается положительный характер Катерины, воплощающий собой замечательные национальные черты. Это ведет к пониманию духовной драмы героини «Грозы». В пьесе раскрыто мировоззрение Катерины, ее жизненные ценности, ее религиозные взгляды. Вообще, христианство является основой жизни героини, это ее стержень и опора, многое объясняющее в характере Катерины.
Н. А. Добролюбов писал: «»Гроза»…представляет нам идиллию «темного царства». И далее, несколько страниц спустя, в своей замечательной статье «Луч света в темном царстве» критик продолжает: «В «Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то» и есть, по нашему мнению, фон пьесы…обнаруживающий шаткий и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели». И если кабановский мир символизирует собой сущность русского общества, то Катерина — символ новой жизни, светлого начала.
Прекрасный образ Катерины, трагедия этой женщины, ее жизнь и гибель оправдывают справедливость слов великого критика Н. А. Добролюбова: Катерина — «луч света в темном царстве».
Почему Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве»?