Почему Гоголь изображает помещиков именно в данном порядке и как это помогает раскрыть идею романа?
Во 2-6 главах «Мертвых душ» Гоголь изображает жизнь российских помещиков. Писатель знакомит нас с различными представителями этого класса, объясняя визиты к ним одной целью — стремлением Чичикова купить «мертвые души». Эпизоды, связанные с помещиками, строятся по одной схеме: изображение деревни, усадьбы, интерьера, портрета помещика, его психологическая характеристика и т. д. Помещики представляются последовательно, один за другим.
Каждый из них представляет какую-то одну определенную черту, сформированную паразитическим и бесцельным существованием. Так, «галерея» открывается беспочвенным мечтателем Маниловым. Этот человек, довольно хорошо образованный, культурный, интеллигентный, однако полностью оторван от реальной жизни.
Он живет в своих прекраснодушных мечтах, смотрит на мир «сквозь розовые очки». Именно поэтому он характеризует местных чиновников, всем известных прожженных воров и взяточников, как прекрасных людей, добрейших, честнейших и препорядочных. В голове Манилова живет множество планов и проектов, фантастических и нереальных.
Познакомившись с этим человеком, мы понимаем, что он никогда не воплотит их в жизнь и навсегда останется прекраснодушным мечтателем, ничего не сделавшим в реальности. После Манилова Чичиков, сам того не желая, попадает к помещице Коробочке. Эта «дама» отличается чрезмерной тупостью и ограниченностью, недаром сам Чичиков называет ее «дубинноголовою». В жизни Коробочку интересует лишь цена на пеньку и пух — больше она ничего и никого не желает знать.
В ее доме жизнь остановилась, как остановились часы во всех ее комнатах, а вокруг героини роятся мухи, символизируя омертвелость души Коробочки, никчемность ее существования. Помещик Собакевич — полная противоположность Манилова. Этот грубый, «неотесанный» человек крепко стоит на ногах. Весь он — практическая смекалка, хитрость, сила и нахрап.
Собакевичу абсолютно чужды «высокие материи», он печется лишь о собственной материальной выгоде и готов ради нее на все, даже на обман и подлость. Про таких людей говорят, что он своего не упустит. Ноздрев — воплощение русского разгульного духа, широкой натуры, которая не может найти себе применения. Этот человек не признает никаких законов и принципов, кроме одного — интереса и азарта.
И ради этого он готов на все — на любую подлость и аферу. Помещик Плюшкин завершает череду помещиков, изображенных в поэме. Сам автор называет этого героя «прорехой на теле человечества» — настолько он кажется жалким и никчемным. Больше того, имя Плюшкина стало нарицательным — превратилось в символ безумного накопительства, скупости в крайней степени.
Ведь этот помещик, имея большие богатства, морил голодом себя и своих крестьян, «трясся» из-за каждой, самой ненужной, вещи, тратил свою жизнь на бесплодное накопительство. Таким образом, порядок представления помещиков связан с количеством зла, сконцентрированного в них, со степенью их «вредоностности» и омертвелости души. Получается, что Плюшкина Гоголь считает самым «безнадежным» из всех представленных помещиков.
Такая «восходящая композиция» в изображении героев помогает Гоголю ярко и отчетливо донести до читателя мысль, что современный ему помещичий класс представляет собой крайне косную силу, лишенную патриотических чувств и устремлений, духовно неразвитую и неспособную выполнять свое общественное предназначение.
Почему Гоголь изображает помещиков именно в данном порядке и как это помогает раскрыть идею романа?