• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Почему Мастер в финале романа был награжден не светом, а покоем?

 

Почему Мастер в финале романа был награжден не светом, а покоем?

Булгаковский роман, отразивший в себе высоту авторского взгляда, трудности времени и писательской судьбы, стал одной из основных глав в истории русской культуры. В романе «Мастер и Маргарита» совершилась победа искусства над прахом, над ужасом перед неизбежным концом, над краткостью человеческого существования, человеческого бытия. Победа будто бы иллюзорная, но бесконечно важная и утоляющая душу. Для автора проблема творчества является одной из главных, поскольку художник должен жить вне времени и пространства, и в этом мастерство настоящего писателя. Именно таким является главный герой произведения.

Мастер для Булгакова больше, чем писатель. Слово это более объемно, оно включает в себя самые различные значения, оттенки смысла. В нем слышно уважение к таланту, совершенному владению ремеслом. Но не только это.

Есть в нем и оттенок посвященности, служения некой высшей духовной задаче, начисто чуждой той праздной жизни возле искусства, какую ведут литераторы за столиками «Грибоедова» или в коридорах МАССОЛИТа. Но почему подобный человек награжден только покоем? Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к жизни героя. Если вглядеться в Мастера внимательнее, то можно увидеть некоторое его сходство с Иешуа: верность убеждениям, неумение, даже вопреки затаенной робости и страху, скрывать правду, внутреннюю независимость, так сильно вредящую его личному благополучию.

Как и бродячий философ, Мастер чутко откликается на человеческое страдание, боль. «…Я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде,- говорит он Ивану Николаевичу.- В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или какой-нибудь иной крик». Но мы бы поторопились, если бы сочли Мастера слепым последователем Иешуа. В одном, и очень важном, моменте они решительно расходятся. Герой Булгакова не разделяет идеи всепрощения, ему трудно поверить в то, что всякий человек добр и надо забывать людям любую обиду. Оттого, наверное, он, рассказавший нам о бесконечной доброте Иешуа, сам находит себе покровителя и заступника в могущественном дьяволе — Воланде.

Вспомним, как странно реагирует Мастер на скорбное повествование Иванушки об ужасной смерти Берлиоза. Его глаза вспыхивают злобой. «Об одном жалею, что на месте этого Берлиоза не было критика Латунского или литератора Мстислава Лавровича!» — восклицает он в приступе непонятной ярости. Какое уж тут христианское прощение…

Пожалуй, с самим Воландом недругам Мастера показалось бы как — то уютнее! Да и то сказать, Мастеру было за что возненавидеть этот мирок. Он сидел в своем подвальчике с пером в руках, одной его заботой было сладить со своим романом, «угадать» героев, вдохнуть жизнь в свою книгу. Но романы пишутся, чтобы их читали. Настает день, когда книге надо явиться в свет, показаться перед людьми, и как трудна бывает порой ее дорога к читателям!

Впервые попав в мир литературы, автор вспоминает потом о нем «с ужасом». В нем кипит ненависть к Лапшенниковой и Ариману, Лавровичу и Латунскому. Пережив трагедию непризнания, преследований в литературной среде, Мастер не может легко смириться и простить своих недругов.

Он мало похож на праведника, христианина, страстотерпца. И не оттого ли в символическом конце романа Иешуа отказывается взять его к себе «в свет», а придумывает для него особую судьбу, награждая его «покоем», которого так мало знал в своей жизни Мастер? На мой взгляд, еще одной причиной, по которой Мастер награжден только покоем, стало его своеобразное отречение от созданного им романа. Он не смог внутренне противостоять сложившейся вокруг его произведения ситуации.

Роман стал ненавистен ему. Мастер так и не смог до последнего отстаивать свое произведение. Именно страх и неуверенность побуждают героя сжечь произведение.

Но книга должна пережить своего создателя — ведь «рукописи не горят». И хотя главный враг Мастера — Латунский — куда ничтожнее и мельче Понтия Пилата, гонителя Иешуа, а сама проблема, будучи перенесена в близкую современность, решается Булгаковым в ином, более частном и скромном, плане, мы различим в рассказе о судьбе Мастера пульсацию знакомой мысли. Подлинная духовная сила неизбежно отстоит свою правоту. Что бы ни случилось, книгу Мастера еще будут читать люди, а Латунский получит по заслугам от потомства: его имя будет окружено презрением, и никогда не простится ему его злобный навет. При жизни главный герой произведения стремился обрести покой, и он получает его после смерти.

Думаю, подобная концовка является естественной и закономерной, ибо все в романе, в конечном счете, строится на справедливости.



Почему Мастер в финале романа был награжден не светом, а покоем?

Другие сочинения по теме:

  1. Экранизации и постановки романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» многократно экранизировался и ставился на театральных подмостках разных стран мира. Например, первая киноверсия...
  2. Почему Мастер в романе «Мастер и Маргарита» заслужил покой, а не свет, а Понтий Пилат заслужил свет? «Почему Мастер в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» заслужил покой, а не свет?» На мой взгляд, ответ на этот вопрос...
  3. Мастер в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Михаил Афанасьевич Булгаков в своих произведениях, таких как неокон-ченный сатирический «Театральный роман» и роман «Жизнь господина де Мольера», обращался к...
  4. Сюжет, композиция, жанр романа «Мастер и Маргарита» Жанровая уникальность романа «Мастер и Маргарита» — «последнего, закатного» произведения М. А. Булгакова до сих пор вызывает у литературоведов споры....
  5. Почему в финале поэмы Гриша не встречает странников, а странники не видят Гришу? Как известно, сюжет поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» строится вокруг поисков семерыми мужиками счастливого на Руси. После долгого...
  6. План к теме: «Вечные» темы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Место романа «Мастер и Маргарита» в жизни и творчестве его автора. Над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков работал на протяжении...
  7. Вопросы и ответы к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 1. В чем заключается смысл эпиграфа к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»? Эпиграф романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»:...
  8. Мастеру дарован покой (сочинение Булгаков «Мастер и Маргарита») Роман «Мастер и Маргарита» М. Булгаков начал писать в 1928 году. Доведенный до 15-го раздела, в 1930-му году роман был...
  9. Сюжетно-композиционное своеобразие романа «Мастер и Маргарита» Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» был опубликован в 1966-1967 годах и сразу принес писателю мировую славу. Сам автор определяет жанр...
  10. Художественное своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» очень сложен в композиционном плане. В его сюжете параллельно существуют два мира: мир, в...
  11. Проблемы и идеи романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — произведение фантастического реализма, ведущего традицию от Гете, Гофмана, Гоголя, Вельтмана. Реалистическое изображение действительности сочетается с фантасмагорией,...
  12. Почему Мастер заслужил «покой», а не «свет»? М. А. Булгаков — русский писатель, основной период творчества которого пришелся на трудные 1920-1940 годы, когда отношения между художником и...
  13. Почему автор выбрал название «Мастер и Маргарита»? Под какими только заглавиями не выходили первые две редакции знаменитого романа Булгакова, пожалуй, главной книги его жизни. Наиболее распространенными из...
  14. Сюжетная организация романа Г. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман Г. Булгакова «Мастер и Маргарита» одновременно философский, фантастический и сатирический роман. В этом произведении писателю удалось объединить в единое...
  15. «Мастер и Маргарита» — особенности жанра и структуры романа Роман «Мастер и Маргарита» является вершиной прозы М. Булгакова. Его можно рассматривать как совокупность всех предыдущих творческих наработок автора и...
  16. Почему, Мастер «не заслужил света, он заслужил покой»? Роман «Мастер и Маргарита» — вершинное произведение М. А. Булгакова, над которым он работал с 1928 года до конца жизни....
  17. Художественное своеобразие романа «Мастер и Маргарита» У романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» сложная судьба. Произведение, законченное в конце тридцатых годов, не было опубликовано при...
  18. Кто из героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему? КТО ИЗ ГЕРОЕВ РОМАНА М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» СТАНОВИТСЯ ЖЕРТВОЙ СВИТЫ ВОЛАНДА И ПОЧЕМУ? В «московских» главах романа,...
  19. Тест к роману «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова 1. Традиции каких писателей наследует М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита»? А. Гоголь Б. Достоевский В. Гофман Г. Толстой...
  20. Проблематика и сюжетно-тематические особенности романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Время, неподкупный судья, отводит каждому художественному произведению заслуженное им место. И сегодня томик Михаила Афанасьевича Булгакова, стоящий на книжной полке,...
« Футбол — это жизнь
Отзыв на рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения