Почему мы сочувствуем Дон Кихоту?
Мигель Сервантес де Сааведра родился 1547 году в семье обедневших дворян. В поисках заработков семья путешествовала по многим селам и городам Италии, поэтому будущий писатель с детства видел картины народной жизни тех времен. Получив образование в иезуитской школе, Сервантес служит помощником кардинала Аквавивы. В Риме он изучает итальянский язык и знакомится с достижениями литературы и культуры эпохи Возрождения. Однако в жизни Сервантеса происходят неожиданные повороты судьбы. Вступив в ряды испанской гвардии, он участвует в морских сражениях, получает ранение, но, вылечившись, вновь возвращается в армию.
Во время одного из морских путешествий, корабль, на котором ехал Сервантес, захватывают пираты. Они берут юношу в плен, требуя за него большой выкуп. Пять лет провел Сервантес в неволе, пока его семья смогла собрать необходимую сумму. Первые произведения Сервантеса увидели свет уже после возвращения домой: это роман «Галатея», драмы «Нумансия», «Алжирский нрав», «Морская битва».
Работая сборщиком налогов, писатель был несправедливо обвинен в краже государственных средств, его арестовали и посадили в тюрьму. Именно в заключении он пишет главное произведение своей жизни — роман «Премудрый идальго Дон Кихот из Ламанчи». Это произведение приобрело популярность у читателей сразу после его выхода в свет. По статистике больше всего переводилась на другие языки Библия, на втором же месте по количеству переводов — вечное произведение Сервантеса. В последние годы своей жизни Сервантес пишет и другие произведения, но в историю мировой литературы входит, прежде всего, как автор «Дон Кихота». Умер Сервантес в 1616 году.
В этом произведении я привел только краткий перевод биографии Сервантеса, чтобы оставить место и силы для собственных размышлений. Признаюсь, что биографию писателя я читал как интересный приключенческий роман: непростое детство, участие в военных действиях, пираты, плен, несправедливые обвинения и заключение, мировая слава после смерти… Этого сюжета хватило бы самому Сервантесу на несколько десятков прекрасных захватывающих произведений. И хотя некоторые его произведения и имеют биографические мотивы, он не пошел по этому пути: он писал произведения, слушаясь советов своего ума, жизненной мудрости и литературного дара, а не пытаясь прославиться и снискать расположение читателей легкими приключенческими повестями. В этом тоже есть какой-то отзвук рыцарства… Разве нет?
Свой роман Сервантес задумал как пародию на рыцарскую литературу низкого художественного качества, заполонившую «книжный рынок» тех времен. Но начав писать простую пародию, писатель сделал произведение настолько глубоким, что эта «пародия» не просто стала лучше объектов пародирования, но и стала полноценным произведением с философским печальным образом. Оружие Дон Кихот делает себе из того, что «завалялось» в доме со времен его прадеда. Вот, казалось бы, и все! Образ славного рыцаря вышел на славу, простите за каламбур. Но нет, еще не время останавливаться и любоваться этой картиной: ни один славный рыцарь не обходился без подвигов, которые покроют его имя вечной славой. Итак, Дон Кихот отправляется совершать подвиги, показывать свои рыцарское мужество и доблесть…
Мы определили, что в своем произведении Сервантес пародирует все основные атрибуты и действия средневекового рыцаря. Но вернемся на минуту к нашим размышлениям и проверим их внимательнее. «… Ни один славный рыцарь не обходился без подвигов, которые покроют его имя вечной славой». Безусловно, это так. Дон Кихот делает все ради искоренения зла на земле, ради справедливости и счастья людей. Конечно, он мечтает о славе и признании, но стимулом к его борьбе является сам факт существования несправедливости, которую он видит или которая ему пригрезилась.
Образ Дон Кихота очень глубокий, мы понимаем это, читая произведение, даже не успев толком подумать над ним. Но, пытаясь стать «копией» мужественного средневекового рыцаря, Дон Кихот превосходит свой идеал: врожденное стремление к справедливости приобретает несколько причудливые формы и не всегда приводит к желаемым результатам именно из-за потери чувства реальности. Но стремление Дон Кихота к общей справедливости очень отличается от стремления получить себе славу, богатство и благосклонность дамы сердца. Герой, который воюет со злом, не может не вызывать уважение и восхищение, но искаженное восприятие Дон Кихота заставляет его видеть зло там, где его нет или же не прогнозировать ситуацию и возможные последствия собственных действий. Теперь мы сочувствуем Дон Кихоту, его такое искреннее, такое страстное стремление к добру и истине, даже несмотря на его неудачи, не дает нам возможности отнестись к этому образу цинично, сказав нечто вроде «ну, хотел как лучше, а получилось — лучше не вспоминать… «. Возможно, читая произведение, мы думаем себе «Вот чудак!», — но чаще, признаемся мы в этом или нет, мы сочувствуем Дон Кихоту и болеем за него, хотя и догадываемся, что его фантазии не победят действительность (ветряки не превратятся в гигантов, каким бы благородным не был Дон Кихот…). Это делает главного героя романа образом по-своему трагическим, но, безусловно, симпатичным читателю.
Задумывая роман как пародию на рыцарскую литературу низкого качества, Сервантес сделал гораздо больше: он изобразил по-своему трагический образ, образ очень глубокий и яркий, жизненный настолько, что имя этого героя перешло в разряд общих названий. Значит, этот чудак — не просто единичный случай. Создавая свой персонаж, Сервантес вытащил на поверхность, целый кусок человеческого сознания, изобразив те проблемы, которые беспокоят многих людей, найдя почву для описания отдельного психологического типа, отдельной философской системы. Поэтому образ Дон Кихота мы не только наблюдаем на бумаге, но и часто встречаем и, главное, узнаем в нашей жизни.
Почему мы сочувствуем Дон Кихоту?