Почему не сложились отношения Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым?
И. С. Тургенев — писатель очень интересный и талантливый. Он написал множество романов, повестей. Одним из его самых лучших произведений считается роман «Отцы и дети».
Это произведение необычайно многогранно. Его можно назвать и социальным, и философским, и бытовым, и психологическим. Проблемы, поднятые в романе, настолько глубоки и сложны, что им нельзя подобрать какую-либо одну характеристику. Основная тема романа Тургенева обозначена уже в самом названии — «Отцы и дети».
Автор размышляет над извечной человеческой проблемой: конфликтом между предыдущими и последующими поколениями, их непониманием друг друга. Прошлому, уходящему поколению обычно кажется, что они были лучше, добрее, умнее, что их смена — люди совсем другие, не имеющие в этой жизни четких нравственных идеалов. Новому же поколению все прежние устои кажутся устаревшими, изжившими себя.
Так было всегда, можно сказать, что это закон человеческого общества. В «Отцах и детях» уходящее поколение представляют братья Кирсановы — Павел Петрович и Николай Петрович. Ярким представителем новых людей является Евгений Базаров. Автор сталкивает два поколения с самого начала романа.
Базаров со своим приятелем Аркадием приезжают в имение к Кирсановым. Николай Петрович, отец Аркадия, принимает Евгения Базарова достаточно хорошо. Павел же Петрович сразу начинает испытывать враждебные чувства к молодому «выскочке». Да и сам Базаров считает Кирсанова чудаком.
Один его внешний вид вызывает в молодом человеке отвращение: «А чудаковат у тебя дядя… Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!…
Этакие у него удивительные воротнички, точно каменные, и подбородок так аккуратно выбрит… Ведь это смешно?». Между двумя этими героями тут же начинают вспыхивать споры и ссоры. Во время первого совместного чаепития Павел Петрович начинает цепляться к Базарову, неудачно иронизируя по поводу его нигилистических взглядов.
Евгений говорит о роли немецких ученых в развитии науки. Кирсанов же современных «германцев» не признает. В этом же споре Базаров высказывает свою позицию, касающуюся поэзии: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Эта позиция окончательно настраивает Павла Петровича против Евгения.
Однако Павел Петрович оказывается несостоятельным противником Базарова. Евгений легко побеждает в спорах с умеренным либералом Кирсановым. На его стороне не только преимущества молодости и новизны его позиции. Тургенев видит, что нигилизм глубоко связан с общественным неустройством и народным недовольством, царившим в ту пору в России.
Базаров во многом высказывал точку зрения, которую поддерживали тысячи людей по всей стране. Все слова Кирсанова — лишь «слова», так как они не подкреплены никаким действием. Вся прошлая жизнь этого героя представляла собой прямой путь сплошных удач, данных ему по праву рождения. Первая трудность сделала Павла Петровича ни на что не способным.
У него нет своих убеждений. Он говорит с Базаровым о необходимости «принсипов», но под этим словом понимает лишь соблюдение внешних приличий и возможность считаться джентльменом. Я считаю Павла Петровича во многом пустым человеком с яркой внешностью. Об этом говорит и описание его комнаты, и то, что за границей символом Родины для него будет служить пепельница в виде лаптя. Как ни странно звучит эта мысль, но я считаю, что Базаров и Павел Петрович во многом схожи.
Базаров, как и Кирсанов, уделяет большое внимание своему внешнему облику. Всем своим видом и поведением он хочет выразить протест миру «отцов». У него длинные волосы, огромные бакенбарды, одет он в какой-то балахон с кистями. Да и его развязные манеры выглядят не очень естественно.
Всей своей натурой Базаров хочет выразить дух нового течения, нигилизма. Нигилист все отрицает, ничего не берет на веру, для него не существует авторитетов. Поэтому Базаров презирает человеческие чувства, эмоции. Он не признает искусство, считая его пустым занятием. Этот герой смеется над Николаем Петровичем Кирсановым, играющим на виолончели и читающим стихи Пушкина.
Евгений Базаров уважает только точные науки, естествознание. Сам он серьезно занимается медициной. Природу герой считает «не храмом, а мастерской», где человек — полновластный хозяин. Базаров искренне полагает, что призвание его поколения — расчистить место для новых, прекрасных дел.
Но строить он ничего не собирается. По мнению Евгения Базарова, строить будут другие — последующие поколения. Я считаю, что в своей жизненной позиции Базаров, так же, как и Павел Петрович, впадает в крайность. Можно сказать, что Евгений Базаров — это тот же Павел Петрович, только с точностью до наоборот. В них обоих есть эгоизм, самоуверенность, высокомерие, упрямство, которые мешают этим героям услышать друг друга.
Мне кажется, они этого и не хотят. Им важно не доказать правоту своего мировоззрения. Для Базарова и Кирсанова гораздо важнее победить «противника», доказать свою силу и ум. Именно поэтому этим двум героям так сложно общаться, они не слышат друг друга и не хотят услышать. Поэтому, на мой взгляд, оба героя слабы и обречены на поражение.
И Базаров, и Кирсанов застыли в своем развитии, они не способны развиваться, а, следовательно, жить. Именно поэтому Павел Петрович в романе не живет, а существует, он нигде не может найти счастья. А Базаров в конце «Отцов и детей» просто погибает.
Почему не сложились отношения Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым?