Почему ребенку-школьнику необходимо иметь «свою территорию»?
Почему ребенку-школьнику необходимо иметь «свою территорию»? Посмотрите на свой Дом свежим взглядом. Что бы вы могли сказать об обитателях вашего дома только на основании находящихся в нем вещей? Можно ли предположить, что в семье есть ребенок, и что он к тому же младший школьник?
Шестилетний Дима боялся оставаться дома один. Его Мама, молодая энергичная женщина, выглядела очень ухоженной и аккуратной. Такой же была и квартира этой семьи — опрятной, чистой, радующей глаз. Одно грустно: в такой красоте для Димы не было никакой возможности чем-либо заняться: рисовать нельзя — запачкаешь краской обои, лепить нельзя — испортишь пластилином ковер, клеить нельзя — измажешь клеем мебель.
В такой ситуации интеллектуально развитый мальчик вынужден насыщать свою жизнь не реальными, а воображаемыми событиями, подпитывая тем самым свои страхи. Вещи многое могут рассказать о своих владельцах, об их желаниях и интересах, об их правах и обязанностях, об их статусе в семье и даже о самооценке. Давайте вместе с вами обсудим, соответствует ли обстановка дома возрасту вашего ребенка, его статусу школьника, особенностям его личности. Домашнее задание для взрослых. Пройдитесь по своей квартире, отмечая, где лежат вещи вашего ребенка и в каком количестве.
Нарисуйте на листе бумаги большой прямоугольник. Пусть он обозначает вашу квартиру. Отметьте на нем точками скопление детских вещей.
Соедините отмеченные точки. Полученная замкнутая кривая будет ограничивать территорию вашего ребенка в квартире. Какая она получилась?
Может, она занимает почти всю квартиру? Или несравнимо мало по отношению к территориям других членов семьи? Такую квартирную топографию можно провести для всех ваших близких, она дает много информации о том, какое положение в семье занимает каждый из них. Иметь свою территорию в семейном жилище важно не только для детей, но и для взрослых. Чтобы обозначить территорию как свою, мужчины разбрасывают носки и развешивают пиджаки по всей квартире, женщины украшают дом приятными для своего глаза вещицами: вазочками, статуэтками, салфетками.
Ребенок-дошкольник в качестве таких меток чаще всего использует игрушки. Подрастая, мальчишки разбрасывают повсюду железки, вело — или радиодетали, дискеты, диски, а девочки — журналы, блокнотики, наклейки, изящные предметы бижутерии и школьной жизни. Хорошо, если у ребенка своя комната, тогда разбросанных вещей -«меток» значительно меньше. Но даже если нет возможности выделить ребенку отдельную комнату, ему обязательно нужна своя территория.
Это может быть стол, прикроватная тумбочка, секретер, книжная полка и, конечно, кровать. Но если они на детской территории, то, значит, находятся в полном владении ребенка. Он — полновластный хозяин своей территории, распоряжается ей и отвечает за нее. Адаптация к школеЧто стоит за просьбой ребенка стучаться к нему в комнату?
Счастлив тот ребенок, который в семь лет может попросить родителей стучаться в его комнату. Он уже получил чувство взрослости, значительности. Откликнитесь на его просьбу, продолжайте видеть в ребенке полноправного человека, уважайте в нем самостоятельность и суверенитет.
Почему ребенку-школьнику необходимо иметь «свою территорию»?