Почему слова Фирса — «Жизнь-то прошла, словно и не жил» — имеют отношение к содержанию всей пьесы Чехова «Вишневый сад»?
«Вишневый сад» — одна из самых известных пьес Антона Павловича Чехова. Впервые она была показана зрителям в 1904 году и с тех пор не сходит с театральных подмостков всего мира. В своей пьесе Чехов отобразил важный период в истории России. После отмены крепостного права русское дворянство постепенно стало вымирать, уходить в прошлое. Ему на смену приходит новое поколение людей с новыми принципами и взглядами на жизнь, ценностями, резко отличающимися от дворянских.
В центре внимания произведения — образ вишневого сада, который олицетворяет собой дворянскую Россию, а для автора — и истинную, настоящую, единственно реальную жизнь. На протяжении всей пьесы решается вопрос: Смогут ли герои произведения обрести смысл своего существования, найти собственное место в меняющемся мире? Почему все персонажи пьесы несчастливы, каждый по-своему? Смогут ли Раневская и Гаев сохранить прекрасный вишневый сад или же он будет вырублен по проекту Лопахина?
Помещица Раневская и ее брат Гаев очень любят свой дом, который за долги выставлен на продажу. Во время всего действия пьесы они постоянно и говорят о том, что нужно спасти вишневый сад. Однако на деле ничего не происходит. Эти герои просто неспособны изменить порядок вещей, потому что они не понимают современной жизни, боятся ее и всеми силами цепляются за свое прошлое. Мы видим, что Раневская легкомысленна и беспомощна в житейских делах.
Она все пускает на самотек или полагается в решении бытовых вопросов на других. Героиня понимает, что живет неправильно: грешит, сорит деньгами. Но она ведь привыкла вести роскошный образ жизни, ни в чем себе не отказывая, и теперь не может и не хочет что-либо изменить. Вишневый сад дорог Раневской как воспоминание о детстве и молодости, как символ Родины, символ дворянства. Она не хочет понимать всей серьезности происходящих перемен.
Раневская не верит, что может лишиться сада. Из сентиментальности она не слушает советов Лопахина сдать сад в аренду дачникам: «Дачи и дачники — это так пошло». Героине кажется, что все образуется само собой… Брат Раневской, Гаев считает себя либералом и говорит, что пострадал за свои убеждения.
Этот герой очень переживает по поводу продажи имения. Чтобы скрыть это, он «защищается» рассеянным поведением и словечками вроде «Кого?», «От шара направо в угол». Гаев — идеалист и романтик, совершенно неприспособленный к жизни, особенно в новых условиях.
Он строит нереальные планы спасения вишневого сада: вдруг кто-нибудь оставит им наследство, вдруг Аня выйдет замуж за богача, вдруг тетушка из Ярославля даст денег? Но он ничего не сделал, чтобы действительно спасти свое имение. Мы понимаем, что Гаев на это не способен — у него нет ни силы воли, ни хватки, чтобы сохранить свою «родину».
Раневская и Гаев — «люди прошлого», их жизнь осталась там, в 19 веке, а сейчас они живут исключительно иллюзиями и воспоминаниями. Попытаться спасти вишневый сад Раневской помогает Лопахин — богатый купец, многим обязанный Любови Андреевне. Он предлагает ей разбить сад на участки и сдавать в аренду под дачи.
Но для этого нужно вырубить все деревья! Для Лопахина это — в порядке вещей, он не испытывает по поводу вишневого сада никаких ностальгических чувств, это не его прошлое. Ермолай Алексеевич лишь замечает, что сад «большой».
В конце концов, видя, что Раневская не хочет спасать свое имение, Лопахин покупает его. Наступает момент торжества героя: он, сын мужика, «малограмотный Ермолай», становится владельцем дворянского имения, где его «отец и дед были рабами»! В этот момент Лопахин уже не задумывается о чувствах бывших хозяев вишневого сада, он счастлив, он смеется и радуется… Для него это приобретение тоже было неожиданностью, но долго лелеемой в мечтах. Чем и как живут молодые люди, находящиеся в имении — дочь Раневской Аня, студент Петя Трофимов?
Эти герои молоды, полны сил и энергии, но они увлечены утопическими идеями — преобразить целый мир, создать прекрасное будущее для всего человечества. Что им старый вишневый сад! Для Ани он является символом всего старого и косного, к имению матери она не испытывает никаких теплых чувств. Девушка считает, что русское дворянство виновато перед простым народом и должно искупить свою вину.
Для нее продажа сада, скорее, ожидаемое явление. Но, по большому счету, мне кажется, что Ане это безразлично. Петя Трофимов ратует за то, чтобы вишневый сад перестал быть во владении Раневской. Этот герой ругает все то, что тормозит развитие России, включая и вишневый сад. Трофимов называет это «грязью, пошлостью, азиатчиной», критикует российскую интеллигенцию, которая ничего не ищет и не работает.
Но герой не замечает, что сам он — яркий представитель такой интеллигенции: красиво говорит, ничего при этом не делая. Характерная для Пети фраза: «Дойду или укажу другим путь, как дойти…» до «высшей правды». Ему тоже нет дела до вишневого сада. Планы Трофимова гораздо масштабней — осчастливить все человечество!..
В конце пьесы звучат слова старого слуги Фирса, которые приобретают символическое и трагическое значение: «Жизнь-то прошла, словно и не жил». Мы понимаем, что эта горестная реплика старика крепостного относится, в той или иной степени, ко всем героям пьесы: Раневская и Гаев навсегда остались в прошлом — там, где их жизнь ограничивалась лишь ее прожиганием. Лопахин всю жизнь пытается выбиться «в люди», доказать себе и всем, что он человек. Петя и Аня живут иллюзиями, нереальными мечтами о будущем, не замечая, что жизнь идет здесь и сейчас. Да и все остальные герои пьесы не живут, а лишь тягостно существует — все они несчастливы, нереализованы, в какой-то степени ущербны.
Какова причина такого положения дел? Чехов оставляет размышлять над этим вопросом читателей, горестной репликой преданного Фирса задавая лишь тему наших раздумий.
Почему слова Фирса — «Жизнь-то прошла, словно и не жил» — имеют отношение к содержанию всей пьесы Чехова «Вишневый сад»?