Подготовка к школе. Знакоство со звукаи
Тема. Звуки. Гласные и согласные звуки.
Цель: Познакомить детей со звуками, учить различать гласные и согласные звуки.
Ход занятия.
1. Организация класса.
Едет, едет паровоз, Много у него колес, Мчится паровоз по кругу, Машем мы рукой друг другу, Тра-та-та, тра-та-та, Занимай свои места!
2. Знакомство со звуками.
А) Дидактическая сказка «Жили-были звуки «
У учителя в руках 2 карточки: 1 — красный кружок , синий прямоугольник .
«Не в некотором царстве, не в некотором государстве, а у тебя в ротике живут-поживают звуки. Домик у них вот какой хороший . Есть потолок , добивайтесь, чтобы малыш потрогал языком верхнее небо. Пол — нижнее небо, двери — губы .
Есть даже костяные решетки для прочности — зубки сомкнуть и разомкнуть.
Все эти операции делайте вместе с ребенком, сопровождая этими упражнениями свой рассказ.
…И все было бы хорошо, да поселился в нем Змей Горыныч …И стал он творить свои злые дела. Одни звуки он пропускал свободно, вот так-повторяй за мной: , , , , . Эти звуки проходили свободно и носили вот такие красные платьица . И назвал он их — гласными звуками.
А на пути других звуков Змей Горыныч строил разные преграды: то двери на пути закрывал .
Попробуй сам — чувствуешь, как звуку двери-губки мешают пройти? То к потолку Змей Горычыч прижимает звук . Попробуй сам, чувствуешь, как прижимает к потолку? Не свободно проходит этот звук. То заставляет Змей Горыныч звуки шипеть , фыркать , свистеть , хрипеть . То бьет Змей Горыныч хвостом звук .
Попробуй — трещит язычок? Произнеси еще разок. Вот видишь, эти звуки не свободно приходят через рот и носят вот такие синие платьица.
Имя их — согласные звуки.
Б) Игра с карточками.
А теперь, давай поиграем в игру «Наряди звук в платьице».
«Я буду произносить звук. а вы повторяй его за мной и показывай платьице, в котором этот звук выходит из домика гулять.
— произносите учитель, ребенок повторяет за Вами и показывает карточку красного цвета . Обратить внимание как открывается рот, как проходит звук.
— произнесите Вы, а ребенок, обязательно повторяет за Вами звук, показывает карточку синего цвета. И так продолжайте играть с ним дальше. В этой игре ребенок тренируется по слуху дифференцировать гласные и согласные звуки. Постепенно он уяснит, что звуки, которые проходят свободно через рот — красные , а звуки, которые проходят не свободно — синие
В) Игра » Дружба звуков «,
— «А теперь я научу вас, как победить Змея Горыныча! Мы научим звуки дружить, чтобы они вместе прошли через рот свободно, вот так: . Хочешь? Тогда давай произносить сразу по два звука! Повторяй за мной
. Получилось? А теперь пусть звук перехитрит Змея Горыныча и пройдет свободно вместе с !
Теперь давай играть! Игра называется «Дружба звуков».
Игра с мячом. Учитель называет звуки по отдельности, ученики дружат их.
Г) Задание на слуховое внимание.
Повторите за мной звуки: АУИ;
АУ — какой звук убежал?
ОАУИ; Какой звук пришел в гости? и т. д
Д) Работа по карточке.
1. Раскрасить платьице звуков
2. Соединить предметы, названия которых начинаются на один и тот же звук.
.
Соедини предметы, названия которых начинаются на один и тот же звук |
Подготовка к школе. Знакоство со звукаи