Подтекст стихотворения «Парус»; Лермонтова
Подтекст через смысловые предвестники выливается в философско-этическую формулу, которая приобретает обычную для Лермонтова форму антиномии:
Он, мятежный, просит бури Как будто в бурях есть покой!
Антонимия эта чрезвычайно сложна, семантически и структурно двухслойна. Эпитет «мятежный» закономерно венчает внутреннее подтекстовое движение (невозможность прикрепленное — контакт с бурей — «мятежный»).
Второе двустишие противопоставлено первому как глагольное безглагольному. Первое воплощает красоту, покой как статику. Во втором глаголы «просит — как будто есть» сочетаются с антонимичными, предельными понятиями «буря — покой». Здесь происходят интересные метаморфозы со словом «покой». Они аналогичны метаморфозам слова «счастие» во втором катрене. Покой в бурях — это мечта о достижении идеала, низвержение его как покоя статичного. Покой как некоторая точка обретения идеала возможен только через бурю и в буре, движении как единственном условии осмысленного существования. Здесь уместно вернуться к значению слова «парус» и его пресуппозиции ‘надуваемый ветром’, ‘приводящий в движение’ и ‘без бури не живет’. Таким образом, буря как возможная форма существования паруса — это и есть его «покой», некое достижение идеала.
Логическая антифраза — придаточное («как будто в бурях есть покой») — открывает глобальное смысловое пространство за счет синтаксической семантической многоплановости. С одной стороны, это и позитивная, и негативная формула одновременно; она имеет значение предположения (ирреальная модальность) и уверенности в противоположном (реальная модальность). Как придаточная часть она содержит значение цели, причины (просит зачем? почему?) и сравнения (за счет типизированных лексических элементов «буря» — «покой», «просит» союза-частицы «как будто»). Данная логическая антифраза — это по существу своему антиномия: в бурях есть покой, — в бурях нет покоя.
Оба взаимоисключающие положения истинны. В бурях есть покой как достижение идеала, способа существования, и в бурях нет покоя, так как буря — это движение, стихия. «Покой», по-видимому, в соотношении со статичной гармонией первого двустишия — гармония динамики, движения как животворной силы для человека. Здесь мы имеем дело, по-видимому, с той же транспозицией, как и в высказывании: «…океан замерз, но замерз с поднятыми волнами; храня театральный вид движения и беспокойства…», так как само движение, буря рассматриваются здесь в длительности, статично, в точки прикрепленности: «под ним» — «над ним».
Таким образом, стихотворение «Парус», как завершающее ранний период творчества М. Ю. Лермонтова и намечающее переход к новой эстетике, содержит ее репрезентацию как трансформацию романтического начала в барочное. Следует обратить внимание на значение слова «просить» (‘добиваться чего-либо’). Лирический герой только на пути к своему идеалу. Пока что «под ним струя…», «над ним луч солнца…». Не предвосхищает ли это стихотворение мотивы «Думы» (1838) Написано оно в 1832 году. Лермонтову в ту пору было восемнадцать лет. Романтическое начало в этом стихотворении уже взаимодействует с глубокими барочными тенденциями, и они вновь определяются через антиномии, помогающие выявить наиболее сложные и противоречивые моменты действительности и привлечь внимание к их разрешению не только через содержание, но и действенную форму.
Подтекст стихотворения «Парус»; Лермонтова