«Поэма без героя», анализ произведения Ахматовой
Начиная анализ произведения Ахматовой «Поэма без героя», нельзя обойти вниманием толкование, которое дал сам автор. Триптих — произведение из трех частей. Три посвящения, и при этом в самом начале Ахматова приводит личное «оправдание этой вещи»: память о тех, кто погиб в осажденном Ленинграде.
И затем поясняет, что поэму нужно воспринимать как есть, не пытаясь найти тайный смысл.
Но после столь долгого предисловия текст как раз создает впечатление загадки и ребуса. Вступление, еще до первой части, написано в разные годы: довоенная и осажденная северная столица, Ташкент в годы войны, первая весна после Победы… Разрозненные обрывки связывает то, что все они — воспоминания, взгляд автора сквозь годы.
Стихотворный размер поэмы ближе к анапесту, хотя меняющийся размер строк, пропуск ударных позиций в некоторых местах делают его более похожим на акцентный стих. То же касается и способа рифмовки: две идущих подряд строки с одинаковым окончанием подчеркиваются третьей, она же повторяется в шестой строке. Это создает впечатление торопливости, быстрого разговора, «спешки за убегающей мыслью».
И то, что иногда количество строчек с одинаковой рифмой увеличивается до четырех, усиливает эффект.
Основная тема первой части — фантасмагория, герои — рой образов, потусторонних существ, вымышленных персонажей. Действие происходит в 1913 году, и перекликаясь с «чертовой дюжиной» даты, сквозь все строчки просвечивает присутствие нечистой силы. «Без лица и названья», «бесноватый город», «призрак», «демон», «козлоногая» — вся эта часть поэмы пересыпана подобными наименованиями, поэтому после прочтения оставляет ощущение морока, бреда воспаленного сознания.
Вторая часть удивляет приведенными словами «недовольного редактора». Он озвучивает как раз те мысли про поэму, которые приходят в голову читателю. И эта нормальность, «трезвомыслие» кажутся чужеродными в тексте. Но лирическая героиня начинает свои объяснения и вновь погружается в карусель полуреальных образов.
Действующими лицами становятся эпоха и романтизма, и двадцатый век; к жизни вызваны призраки великих: Шелли, Шекспир, Софокл, Калиостро, Эль Греко. Это обилие имен заставляет взглянуть на вторую часть поэмы как на попытку автора осмыслить прошлое — не свое, а целый пласт истории — через творчество людей.
Неожиданная ремарка — «Вой в печной трубе стихает, слышны отдаленные звуки Requiem’a, какие-то глухие стоны. Это миллионы спящих женщин бредят во сне» — заставляет буквально споткнуться, вырваться из опутывающего морока слов. А слово «бредят» опять усиливает ощущение, что поэма — это бессвязная, отрывочная исповедь лирической героини, без композиции и смысла.
Начало третьей части отрезвляет: действие происходит в осажденном Ленинграде. «Город в развалинах… догорают пожары… ухают тяжелые орудия.» Реальность со всего маха врывается в повествование, и оно, хоть и остается торопливым, экспрессивным, рассказывает уже не о призраках. Лагерная пыль, допрос, донос, наган. Сибирь, Урал, изгнание и наказание детей великой страны.
Заключительные строки поэмы: «Опустивши глаза сухие, и ломая руки, Россия предо мною шла на восток» поражают своей силой и ощущением вездесущей трагедии. После этих слов начинает проступать ирония названия: в «Поэме без героя» Героиней является Родина, история, эпоха. И ее — той, что была знакома лирической героине, о которой она вспоминает в первых частях, — уже нет.
Огромная зияющая дыра на месте сломанного старого не заполнилась новым. Ахматова не видела перспективы , хотя поэма была окончена в 1962 году.
Двадцать два года создавалось это произведение, и героем становилась то сама Анна Андреевна, то Петербург, которому написано отдельное посвящение, то девятнадцатый век. Но в итоге все эти «герои» сплавляются в Единое действующее лицо — великую страну, о которой остались лишь воспоминания.
«Поэма без героя», анализ произведения Ахматовой