Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение
Поэма Лермонтова «Мцыри» была написана в 1839 году, незадолго до смерти поэта. Всю свою жизнь, в мире и в своем творчестве, поэт искал идеал. Он не мог смириться с пошлой и бездушной современностью, калечащей души людей.
Поэтому одним из излюбленных художественных направлений Лермонтова был романтизм. Романтическое произведение — это всегда конфликт между исключительным героем и враждебной ему средой. Герой хочет вырваться из своего окружения, он жаждет другого существования, наполненного настоящей Жизнью.
В его понимании это испытание себя, насыщенность эмоциями, настоящая любовь и дружба. Это жизнь, в которой все зависит от личных качеств героя. Место действия романтического произведения всегда ярко и экзотично. Оно созвучно душе романтического героя, который находит успокоение только в слиянии с природой. Жизнь героя ярка, но коротка.
Он погибает, непонятый жестоким и пошлым миром. Поэтому романтический конфликт всегда трагичен и не имеет разрешения. Поэму «Мцыри» Лермонтов создает по классическим канонам романтического произведения. Его герой — кавказский юноша, в детстве попавший в плен к русским.
Он живет в монастыре и готовится стать послушником. Но душа его жаждет совершенно другого. Внешность Мцыри описана в романтических тонах.
Он высок, худ, слаб физически, но силен духом. Его духовная сила проявляется в тех трех днях, что герой провел «на воле», вдали от монастырских стен. Нетрудно догадаться, что монастырь олицетворяет в поэме душный и мертвящий окружающий мир, заставляющий человека отказаться от всего человеческого. А главное, отказаться от свободы — основной жизненной ценности, по мнению Лермонтова и его героя.
Только на воле, слившись с природой, Мцыри почувствовал себя счастливым и гармоничным: В то утро был небесный свод Так чист, что ангела полет Прилежный взор следить бы мог; ……………………………………. Я в нем глазами и душой Тонул… Кульминационной в поэме является сцена битвы героя с барсом.
Это кульминация не только в развитии действия, но и в развитии характера героя. Здесь он проявил все свои способности и реализовал все возможности. Мцыри мобилизовал не только свою физическую силу, ловкость, реакцию, но и лучшие моральные качества: силу воли, стремление к победе, находчивость и так далее.
Победив царя леса — барса, Мцыри понял, что прожил лучшие минуты своей жизни. Но тут же в его словах проскальзывает горечь: Но нынче я уверен в том, Что быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов. Эта горечь разлита по всему произведению. Автор показывает, что, несмотря на стремление Мцыри к воле, он не может жить вне монастырских стен.
Существование в монастыре сделало юношу неспособным полноценно жить в мире. Это подчеркивает, например, сцена с грузинкой. У ручья юноша увидел прекрасную девушку.
Молодая кровь закипела в нем. Глазами провожал Мцыри грузинку до самого дома, но та исчезла за дверьми своей сакли. Для Мцыри — исчезла навсегда. С горечью и тоской герой осознает, что он чужой для людей и люди для него — чужие: «Я был чужой Для них навек, как зверь степной».
Цель героя — добраться до своей родины — несбыточна. Он слишком слаб для этого, не знает настоящей, реальной жизни. Поэтому он невольно возвращается туда, где может существовать, — к монастырю.
К этому моменту изнемогающий от голода и слабости герой начинает бредить. Ему чудится, будто рыбка в реке поет ему песнь. Она призывает Мцыри остаться с нею и ее сестрами на дне реки. Здесь прохладно и спокойно, никто не тронет и обидит: Усни, постель твоя мягка, Прозрачен твой покров. Пройдут года, пройдут века Под говор чудных снов.
Мне кажется, что песня рыбки — это внутренний голос героя, который призывал его образумиться, остаться в стороне от бурь и потрясений, то есть остаться в монастыре. Здесь его жизнь пройдет спокойно и незаметно, «под говор чудных снов». Пусть Мцыри не раскроет себя, заглушит свои душевные порывы, но он всегда будет спокоен, сыт, защищен. В финале поэмы мы видим, что Мцыри выбирает себе другую участь.
В своем завещании старику монаху герой просит, чтобы его положили умирать во дворе монастыря, откуда видны горы его родины. Пусть он умрет, но умрет с ощущением поддержки родных, с воспоминаниями о чудесных трех днях, перевернувших всю жизнь героя. Финал поэмы трагичен. Мы уверены, что Мцыри умрет: монастырь лишил его сил и способности жить.
В этом проявляется позиция самого поэта, который не верил в оптимистическое решение данного конфликта, не видел положительного примера в окружающей его действительности. «Мцыри» — одно из наиболее ярких романтических произведений в русской литературе, созданное по всем канонам этого литературного направления.
Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение