Поэма «Мцыри» как романтическое произведение
В 1837 году, во время своих поездок по Кавказу, М. Ю. Лермонтов встретил в одном из грузинских монастырей монаха и узнал от него, что родом он горец, плененный генералом Ермоловым во время военной экспедиции. Генерал оставил заболевшего мальчика в монастыре, где тот и вырос, хотя долго не мог свыкнуться с неволей, тосковал и делал попытки к бегству; однако со временем он смирился со своей участью и принял монашеский сан. Эта история легла в основу поэмы » Мцыри » .
Но герой Лермонтова совсем не похож на свой прототип. Поэма » Мцыри» — романтическое произведение. И его герой — герой, бесспорно, романтический. Центральная идея поэмы заключается в прославлении свободы, жизни, любви к своей родине. Поэт противопоставляет гордую, сильную, одинокую личность окружающему обществу .
Конфликт между свободолюбивой личностью и обществом, подавляющим эту личность, неизбежно приводит к гибели личности. В этом конфликте раскрывается социальная направленность поэмы: трагедия Мцыри является отражением трагедии многих молодых людей поколения 30-х годов XIX века , погибающих нравственно и физически в удушающей атмосфере российской действительности после декабрьского периода. Поэма в основном написана в форме исповеди главного героя. Она начинается прологом — описанием развалин древнего грузинского монастыря.
В его душных кельях прошла жизнь пленного мальчика-горца . Вкратце передается история недолгой жизни героя , и затем следует сама предсмертная исповедь Мцыри, в которой он объясняет старому монаху причину своего побега. Мрачный монастырь, в котором жил Мцыри, был подобен тюрьме, и сам герой чувствует себя в нем пленником. Но, попав в монастырь, лишившись свободы, Мцыри не смирился; он говорит монаху: Я мало жил и жил в плену.
Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог. Герой «знал одной лишь думы власть, одну — но пламенную страсть»: страсть к свободе. Он мечтал о побеге, мечтал вернуться в свой родной аул, увидеть родных и близких. И в бурную ночь, когда бушевала гроза и монахи, в страхе «столпясь при алтаре», «ницлежали на земле».
Мцыри бежал. Он чувствовал свое родство с грозной стихией: …О, я как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнии ловил… Упоение свободой придало ему необыкновенную силу. Встретившись с барсом, почти безоружный, он не бежит от могучего, грозного зверя, а вступает с ним в смертельную схватку.
Я ждал, схватив рогатый сук, Минуту битвы; сердце вдруг Зажглося жаждою борьбы И крови… Сцена битвы с барсом является ключевой в поэме: в ней раскрывается истинная сущность Мцыри — настоящего бойца, бесстрашного воина. Он, сложись его судьба немного по-другому, мог бы быть «в краю отцов не из последних удальцов». Из поединка с барсом Мцыри выходит победителем, но эта битва и блуждание по горам отняли у него все силы, и ему не удается найти дорогу на родину.
После трех дней скитаний Мцыри оказался, сам того не желая, вновь у стен монастыря, где был найден и отнесен монахами в келью. Перед смертью Мцыри никого не винит и никого не проклинает за свою загубленную жизнь. Он просит только, чтобы его перенесли в сад , и умирает с мыслью о любимой родине и свободе, которых так и не достиг. Образ Мцыри был очень важен для Лермонтова.
Можно сказать, что он является не только обобщением трагической судьбы всего лермонтовского поколения, но и воплощением авторского идеала. Побежденный физически, но не сломленный духовно, Мцыри олицетворяет собой торжество воли, устремленной к свободе. Преданность свободе делает образ Мцыри не только романтическим, идеальным образом, но и образом во многом героическим.
Поэма «Мцыри» как романтическое произведение