Поэт своей эпохи
Родился на Херсонщине в крестьянской семье. Закончил Елизаветградское реальное училище, вступил в Петербургский политехнический институт. Первая мировая война не позволила продолжить обучения: его мобилизовали и отправили в Киевскую военную школу. В 1917 г. Маланюк переходит к лавам УНР.
После поражения правительства УНР эмигрирует в Польшу, а потом в Чехо-Словакию. Там учился в Хозяйственной академии в Подебрадах. После работал инженером в Польше.
После Второй мировой войны эмигрирует в Германию, потом в США. Умер в Нью-Йорке.
Поэт. На творчестве обозначил влияние символизма. Считал, что художник должен формировать сознание наций, быть правдивым, бескомпромиссным, вести народ за собой. Автор поэтических сборников «Стилете стилос» , «Гербарий» , «Земля и железо» , «Август» , «Перстень и посох» и др., культурологических и исторических исследований, эссе.
Даже на первый взгляд поэзия Маланюка отличается от поэзий его современников глубиной, значительной психологической нагрузкой и требует от читателя незаурядных знаний из истории, философии, психологии и культурологии.
Хотя Евгений Маланюк и считал своим духовным отцом Павла Тычину, стихи которого насквозь пронизаны безнадеждой и отчаянием, невозможностью найти выход, но это не совсем устраивало Маланюка, так как он не хотел быть еще одним певцом жалобы над страданием родной земли. Именно поэтому автор анализирует, временами весьма критически, творчество предшественников — О. Олеся, М. Вороного, В. Винниченко и других, — и понимает, что причины упадка и порабощенного положения нашего государства лежат значительно глубже политики, их надо искать аж на уровне истории наций, ее культуры и литературы в частности. Поэтому каждая мысль Евгения Маланюка есть не только высоко художественно оформленной, но и обоснованной.
У Маланюка реальный мир возникает сквозь призму поэтового «я», и читатель захватывается символичностью и образностью. Так, в поэзии «Стилет или стилос?..» эти предметы несут на себе не просто прямое, материально выраженное значение: стилет — короткий кинжал, стилос — палочка для письма. Стилет является символом вечного близкого боя сам на сам, сознательного выбора жертвенной борьбы за идеалы народа.
Стилос — это олицетворение искусства с его, утонченной гармонией, музыкантом человеческих чувств и магией добра и красоты.
Стилет или стилос? — не постиг. Двояко Колеблются трагические весы.
И это не дилемма самого Маланюка. Это поэтическое — изображение того, что трагедия Украины вызвана ее колониальным статусом, потерей государственной независимости и национальной свободы, а вследствие всего — и личного достоинства и национального самосознания, духовного богатства наций. Сквозь всю жизнь автор несет ведущую идею возрождения государства через возрождение истории.
Поэзия «Под чужим небом» ярко описывает состояние души поэта в изгнании. Даже находясь за границей, поэт не перестает бороться за свою землю как настоящий патриот, но и как настоящий сын Маланюк грустит за родным краем и не находит себе места в «той» жизни . И эта тоска по Родине пронизана такой любовью и лиричностью, что наворачиваются слезы:
Не надо ни парижских мостовых, Ни Праги улиц просторных: Все снятся материнские руки. Старая солома редких крыш.
И эти детские воспоминания о красоте родного края, материнское тепло врезались в сердце поэта. Поэтому несет Маланюк Любовь, Красоту и Надежду даже сквозь холодные реалии новых пор:
Голубизна сквозь готику подмосток, Звенит цемент сквозь духа плоть строений. И все ж таки: в начале было — Слово и все ж таки: начальний дух — Любовь!
Это Же В личности Евгения Маланюка ярко возникает образ украинца-борца, который «воспринимает мир обнаженным нервом» и который глубоко проникается всегда актуальной проблемой государственной суверенности Украины, решение которой он находил в наследстве прошлого, на и своем жизненном пути был факелом надежды на светлое будущее.
Поэт своей эпохи