Поэтическая трагедия «Гамлет»
Первое заметное отличие «Гамлета» от драм (большинства нашего времени) состоит в том, что пьеса, написана в стихах. Это отнюдь не означает, что Шекспир переложил в стихи обыденную речь. «Гамлет» — поэтическая драма в полном смысле слова. В основе трагедии лежит поэтический взгляд на мир. Поэзия Шекспира одухотворяет весь мир. Природа тоже видится ему и его героям в поэтическом свете. Для поэтического взора мир таит немало чудесного и фантастического. С необычного, с чуда и начинается трагедия — появляется Призрак. Это вызывает волнение видевших его стражников, но один из них Марцелл говорит:
Есть слух, что каждый год близ той поры, Когда родился на земле спаситель, Певец зари не молкнет до утра; Тогда не смеют шелохнуться духи, Целебны ночи, не разят планеты, Безвредны феи, ведьмы не чаруют
Вот в каком мире живет Датский принц. Здесь верят в духов, привидения, колдовство, в то, что планеты оказывают непосредственное воздействие на судьбы людей.
Когда Гамлет видит Призрак отца, он восклицает: Блаженный ты или проклятый дух, Овеян небом иль гееной дышишь, Твой образ так загадочен, что я К тебе взываю… Зачем твои схороненные кости «Гамлет» цитируется в переводе Мих. Лозинского
Знаменитые слова Гамлета: «Век расшатался…» в дословном переводе звучат так: «Время вывихнуло суставы…». Время на эмблемах изображалось в образе старика с косой, которой он «срезал» все живое. Вместе с тем Время означало данное время жизни. После встречи с Призраком Гамлету нарушение всех основ жизни видится в образе этого старца, у которого все суставы вывихнуты, вышли из пазов, и Гамлет должен вправить их на место. Образ сложный, нам уже мало понятный.
В беседе Розенкранца и Гильденстерна с Гамлетом не раз упоминается Фортуна — богиня судьбы у древних римлян. Абстрактное понятие судьбы издревле было воплощено в образе Женщины; вращающей колесо, за него цепляются люди, одних она поднимает на этом колесе вверх, других опускает вниз. Это тоже одна из форм олицетворения.
Ограничимся этими примерами, сразу показывающими, что мир, изображенный в трагедии, не вполне похож на нынешние представления о жизни и люди, живущие в нем, мыслят иначе, чем мы — поэтическими образами и понятиями. Дело, следовательно, не в том, что трагедия Шекспира написана стихами, а в особом взгляде на мир, для которого чудесное было естественно.
С древнейших времен установилось деление поэзии на три рода: эпос, лирику и драму. Хотя пьесы Шекспира относятся к драме, они включают также значительные элементы эпоса и лирики. Не случайно большинство пьес Шекспира имеют в своей основе сюжет, ранее обработанный в форме эпической поэмы, исторического рассказа, повести или новеллы. Содержание каждой пьесы охватывает столько же событий, как и любое повествовательное произведение. В известном смысле можно сказать, что пьеса Шекспира есть инсценированный рассказ, или даже больше, повествование, рассказанное несколькими действующими лицами. Таково, в частности, обширное драматическое повествование о Гамлете. Шекспир обычно изображал все события, приводящие к трагической катастрофе. Поэтому так велик объем действия «Гамлета».
Несмотря на то что Шекспир тщательно изобразил все стадии судьбы Гамлета, он не мог показать все обстоятельства, связанные с историей датского принца, на сцене. Поэтому, помимо того что пьеса имеет эпическую, повествовательную основу (предание о мести Гамлета), на протяжении действия мы не раз встречаемся с рассказами: Горацио рассказывает о том, как отец Гамлета победил в поединке отца Фортинбраса, Призрак рассказывает, как Клавдий убил брата, Офелия сообщает отцу о том, что ее навестил Гамлет, по-видимому, лишившийся рассудка. Розенкранц рассказывает Гамлету о том, что происходит в столичных театрах, актер читает монолог, в котором говорится о последствиях гибели Трои, дворянин докладывает королю о восстании, поднятом Лаэртом. Гамлет описывает Горацио, как он спасся от неминуемой смерти, когда его везли в Англию. Таковы многочисленные повествовательные мотивы, возникающие в ходе пьесы. Поэтому с полным правом можно говорить о значительных эпических элементах трагедии.
Как бы ни был «Гамлет» богат событиями, сколь пи восхищает нас поэзия, которой полны речи действующих лиц, сила произведения зиждется на его глубочайшем драматизме. До завязки глухо намечается, Но после нее со всей четкостью обозначается определяющий все действие конфликт между Гамлетом и Клавдием, Борьба между ними составляет стержень всей трагедии. Соответственно н нее персонажи разделяются в основном на два лагеря. Герой борется с врагом, который сильнее его благодаря власти, какой он обладает. Более того, Гамлет борется в одиночку против всех остальных, и это придает его фигуре героический облик. «Гамлет» не просто драма, но высочайший вид ее — трагедия. Борьба героя завершается его гибелью и, как ВО всякой истинной трагедии, его нравственным торжеством. «Гамлет» Шекспира, таким образом, всеобъемлюще поэтическое произведение, объединяющее в себе эпос, лирику и собственно драму.
Поэтическая трагедия «Гамлет»