Поэтический мир Б. Л. Пастернака
Пастернак — присутствие Бога в нашей жизни. А. Вознесенский Я полагаю, что высказывание Андрея Вознесенского о Пастернаке надо понимать как присутствие в нашей жизни поэтического мира, погружаясь в который читатель как бы ощущает все мироздание. У Пастернака особый поэтический строй, ритмика стиха, которые позволяют поэту одновременно в деталях отражать капельки дождя, шум елового бора и целую эпоху, с революциями и войнами. Известно, что личностью поэта интересовался И. Сталин.
Конечно, интересовался с определенной целью. В этот ответственный для поэта момент за него заступился Илья Эренбург. Он не побоялся сказать вождю народов, что Пастернак — большой поэт. Лично мне в поэзии Пастернака нравится какая-то детская искренность и открытость перед миром. Все детали жизни и окружающего мира поэт видит как бы в первый раз.
Удивление и восторг ощущаются у него почти в каждом стихотворении. Все его поэтические ассоциации необычны и даже фантастичны. Но, с другой стороны, поэзия Пастернака дышит детской тягой к традициям.
Известно, что дети любят все, что связано с традициями их семьи, с восторгом ожидают семейных праздников. В «Охранной грамоте» Пастернак писал: «Всем нам является традиция, всем обещала свое лицо, по-разному свое обещание сдержала. Все мы стали людьми в той мере, в какой людей любили и имели случай любить». Любовь к людям — это тоже, я считаю, идет от «детскости» поэта.
Она постоянно нарастает в его творчестве. В качестве примера можно привести три строфы из стихотворения, которое дало название его сборнику стихов «На ранних поездах»: Сквозь прошлого перипетии И годы войн и нищеты Я молча узнавал России Неповторимые черты. Превозмогая обожанье, Я наблюдал, боготворя.
Здесь были бабы, слобожане, Учащиеся, слесаря. В них не было следов холопства, Которые кладет нужда, И новости и неудобства Они несли как господа. Такое отношение к миру можно бросить в лицо тем людям, которые не любят России и обвиняют русский народ в холопстве.
Мне нравится в поэзии Пастернака какая-то очень человечная стеснительность, сдержанность. Например, он пишет: Мне по душе строптивый норов Артиста в силе: он отвык От фраз и прячется от взоров, И собственных стыдится книг. Пастернаку принадлежит и известная поэтическая строка: «Быть знаменитым некрасиво». Почему поэт стыдлив? Почему «быть знаменитым некрасиво»?
Я думаю, не только потому, что это чисто нравственные моменты, но суть еще и в стремлении поэта соединить свое личное с огромным миром людей и их традиций, совместить наивность ребенка с мудростью пожилого человека. Хотя в творчестве Пастернака много стихов об искусстве, я полюбил его поэзию — даже в таких стихах — за отражение жизни. Например, в его знаменитом стихотворении, где лирический герой «вышел на подмостки», разговор вроде бы ведется об искусстве, и в то же время: Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе, Жизнь прожить — не поле перейти. Концовка поражает глубоким пониманием жизни и судьбы человека.
Недаром это стихотворение так любил читать со сцены Владимир Высоцкий, творчество которого — сама жизнь. Понимание поэтом трагедии жизни порождает в душах читателей ощущение неблагополучия мира, лишает их равнодушного отношения к окружающей действительности. Поэтический мир Бориса Пастернака дорог нам еще и тем, что он помогает нам оставаться добрыми и честными людьми вопреки всем ухищрениям зла.
Поэтический мир Б. Л. Пастернака