Поэтическое наследие Рембо
В феврале 1872 года Рембо возвращается домой, но уже в мае снова едет в Париж. Потом осуществляет несколько поездок в Бельгию, Англии, снова во Францию и потом возвращается в Бельгию. В июле 1873 года Верлен во время очередного отчаянного спора двух поэтов стреляет в Рембо, ранит его, а сам попадает в тюрьму. В начале 1874 года Рембо находится в Англии, потом в Германии и Италии. Некоторое время живет в Шарлевиле, откуда уезжает в Австрию и Голландию. Это бесконечное «путешествие» продолжается вплоть до 1880 года, когда поэт окончательно покидает Европу. Это десятилетие бедности, случайных заработков, странных экспериментов. Тринадцатого мая 1871 года он пишет письмо, в котором заявляет о своем намерении создавать новую поэзию: «Я хочу быть поэтом, и я стараюсь превратиться в ясновидца… Речь идет о том, чтобы достичь неизвестного путем расстройства всех чувств…».
Стремление к «ясновидению» прямо связывает Рембо с бунтом, а «расстройство чувств» противопоставляется «нормальному» социальному бытию. В третий период творчества (1872-1873) Рембо пишет цикл «Озарение», который утвердил рождение необыкновенной формы стиха, который можно назвать и стихом в прозе, и ритмизированной прозой. Волшебной красотой веет от загадочных картин, навеянных горячечной свободной фантазией поэта.
Главное в «Озарениях» — фиксация личных настроений и ощущений, независимо от того, что их вызвало: «Есть в лесу птица, ее пение задерживает вас и заставляет краснеть. Есть часы, которые не звонят. Есть собор, который запылает, и озеро, которое поднимается. Есть труппа маленьких актеров в костюмах, которые появляются на дороге перед стеной леса. Есть, в конце концов, и те, которые тебя прогоняют, когда ты жаждущий и голодный». Артюр Рембо имел непостоянный и капризный характер. Как в творчестве, так и в жизни он искал разные пути, иногда полностью противоположные. Среди современников пользовался славой «скандального» поэта, который, по словам П. Верлена, «любил так же страстно, как и ненавидел».
Воплем души, криком человека, который уже не рассчитывает на чью-то помощь и все же зовет во Вселенной кого-то неизвестного, стала книга «Сезон в аду» (1873), единственный сборник, изданный при жизни поэта. Но небольшой тираж (500 экземпляров) писатель не мог оплатить, и тюк книг так и остался на столе. Его нашли случайно через несколько десятков лет, а до этого существовала легенда, будто бы Рембо сам уничтожил весь тираж. Разрыв с Верденом, отсутствие средств, духовная неустроенность привели к острому творческому кризису. В последних произведениях поэта ощущаются боль и отчаяние одинокой души, обреченной на напрасную мольбу: «Приходите все, даже маленькие дети, чтобы я смог утешить вас, раздать вам свое сердце, прекрасное сердце! Придите, бедняки, рабочие! Я не хочу молитв, хватит мне вашего доверия, оно даст мне счастье». «Пьяный корабль» судьбы Рембо окончательно сбился с курса.
Поэт ищет забвение в алкоголе, наркотиках, бушующих страстях. Но это не загасило «боли жгучих противоречий», и Рембо решил изменить свою жизнь. После того, как ему исполнилось двадцать лет, он не написал ни одной поэтической строки. Отказавшись от искусства, блуждал по Англии, Германии, Бельгии, торговал всяческими мелочами на европейских базарах, нанимался косить траву в голландских селах, был даже солдатом голландских колониальных войск на Суматре. Побывал в Египте, на Капри, в Занзибаре. Рембо изучал язык негров Сомали, осваивал земли Африки, где не ступала нога цивилизованного человека, помогал императору Абиссинии готовить войну против Италии. В последние годы работал в торговой фирме «Вианна, Бард и К°», которая продавала кофе, слоновьи бивни, кожу. По-разному трактуют исследователи разрыв А. Рембо с поэзией.
Французский писатель А. Камю видел в этом «самоубийство духа», а австрийский прозаик С. Цвейг — «неуважение искусства, пренебрежение им». Существует версия, что поэт убежал из Парижа, чтобы найти себя в другом, чтобы утвердиться, но потом все-таки вернуться независимым и свободным, проснувшись от «пьяного сна». В некоторых современных исследованиях утверждается мысль о том, что поэт дошел в своих экспериментах со словом до крайней границы и, заглянув за нее, увидел лишь пустоту, он старался еще писать, но уже не мог найти смысл поэтического творчества. Однако загадка поэзии Рембо и до сих пор не разгадана.
Таинственным является не только его отход от искусства, а прежде всего то, что он успел написать за короткий период, который становится целой эпохой в мировой литературе. В тридцать семь лет, утомленный, но еще полный сил, вернулся Артюр Рембо во Францию. Неизвестно как сложилась бы его дальнейшая судьба, но в 1891 году у него возникла опухоль правого колена, которая оказалась саркомой — следствие сифилиса. 10 ноября того же года он умер в марсельской больнице. После смерти к поэту пришла всемирная слава. Его имя стало символом мирового поэтического авангарда.
Без ясновидения Рембо не было бы великой поэтической революции Аполлинера, французских сюрреалистов, других поэтов. Его творчество привлекало внимание и украинских поэтов. Значительный интерес к нему проявляли Юрий Клен и Василий Бобринский. Его поэзии также переводили Терещенко, Кочур, Лукаш, Д. Павлычко, В. Стус, В. Ткаченко, М. Москаленко и др.
В голубые вечера стежками буду идти я; Будет колоть стерня, траву начну топтать: Ощутит свежесть полей тогда нога моя, Я ветру голову разрешу овевать.
«Ощущение» — это один из первых стихов поэта, и уже в нем выявились такие сквозные темы творчества, как странствование блуждание по миру, стремление к неограниченной свободе. В сонете «Гласные» Рембо предлагает новый принцип формирования образа, который строится на свободной ассоциации между звуком и цветом, зрительных впечатлениях. В «Гласных» «поэт-ясновидец» все подчиняет своему сознанию и способен видеть природу и мироздание лишенными объективных закономерностей, причинно-следственных связей.
Как и большинство стихов Рембо, «Гласные» имеют множество трактований. Например, одно из них предлагает рассматривать стих как символическую картину человеческого бытия: от тьмы (черный цвет А) к свету (белый цвет Е), через бушующие страсти (красный и цвет И) и к мудрости (зеленый цвет В) и познание тайны Вселенной. Важную роль в «Гласных» играет принцип контрастности: черное — белое, смерть — жизнь, безобразное — прекрасное, быстротечное — случайное. Рембо использует форму сонета, который традиционно состоит из тезиса, антитезы и их синтеза, т. е. в самом его строении заложено разногласие, и это позволяет рассматривать «Гласные» как образец символистского поиска «соответствий» между разными началами жизни, как панорамную картину Вселенной. Уподобление гласному звука цвета означало пренебрежение словом как смысловой единицей, как носителем определенного значения. Звук, изолированный от смыслового контекста, приобретает функцию «внушения», прямого влияния на чувство, «внушаемости».
Такую литературную технику предвидел уже принцип Верлена «музыка превыше всего» (который, несомненно, прямо повлиял на Рембо), но верленовский импрессионизм сохранял как образ данной души, так и конкретный естественный образ, а у Рембо непознанным становится все простое и ощутимое. «Гласные» поражают своей динамикой, разнообразием образов и чувств, изменениями интонаций, что помогает автору открыть многогранный мир человеческих ощущений, впечатлений, ассоциаций. Эксперименты А. Рембо продолжили следующие поколения символистов, пытаясь найти таинственное содержание в мире звуков и удивительных образов.
Поэтическое наследие Рембо