Поэтическое творчество и общественно-политическая деятельность Бехера
Поэтическое творчество и общественно-политическая деятельность Бехера отразили в себе всю сложность эпохи исторического перелома.
Вернувшись в 1945 году из эмиграции в Берлин, Бехер сразу же стал одним из активнейших работников КПГ в области культурного строительства. В своих речах и статьях он выступал за духовное перевоспитание интеллигенции и внес большой вклад в духовное обновление немецкой культуры.
Особые заслуги принадлежат Бехеру в создании «Культурбунда», издательства «Ауфбау-ферлаг», а также журналов «Зоннтаг», «Ауфбау» и «Зинн унд форм».
Сборник стихов Бехера «Возвращение на родину» (1946) полон радости возвращения в родимый край, надежд на перемены и новое начало. В сборнике же «Народ, блуждающий во мраке» (1948) отразились чувства разочарования и усталости. В нем нашли сильное выражение страдания и тяготы трудных послевоенных лет.
Заимствуя некоторые мотивы и выразительные средства у поэзии XVII века, Бехер стремился помочь людям преодолеть чувство отчаяния. Религиозный мотив «воскресения» обретает в его стихах новый, земной смысл, выражая необходимость общественного переустройства. Он соединил в стихах мрак
Войны, тяжких послевоенных лет со светлой надеждой народа на новую жизнь.
Сумрачно уныние Родины моей — Светит небо синее Радостно над ней.
Б. Брехт дал очень точную интерпретацию этих строк: «Поэт сам пережил «сумерки» над своей страной, это были «сумерки» фашизма, античеловечности, но это были и предутренние «сумерки», когда после разгрома фашизма началось утро социализма. Поэтому родина для него и «уныла», и «радостна». И всегда в памяти его оставалось «синее небо», которое он воспевает в третьей строке, то есть красота его страны, которая остается неприкосновенной, даже когда власть захватывают волки» 48.
Под впечатлением происходивших в стране социалистических преобразований Бехер написал книгу «Новые немецкие народные песни» (1950). На ее создание поэта вдохновил расцвет песенного жанра, наблюдавшийся в эти годы.
Соединяя формы народной песни и боевых песен рабочего движения, Бехер написал ряд песен, которые были очень популярны среди демократической молодежи («Песня о голубых флагах» и др.). Чрезвычайно плодотворным оказалось сотрудничество Бехера с композитором Гансом Эйслером (1898-1962), в содружестве с которым он осенью 1949 года написал «Национальный гимн Германской Демократической Республики». Этот первый гимн немецкого государства рабочих и крестьян воспевал борьбу за мир и был проникнут антиимпериалистическим пафосом, ибо империалистическая политика раскола и ремилитаризации Германии вызывала у поэта гневный протест. Многие из стихов Бехера («Немецкие сонеты», 1952), многие его речи и статьи посвящены этой теме.
Поэтическое изображение новой жизни в Германии было для Бехера непростой задачей. Наряду с замечательными стихотворениями — «Знайте!», «Человеку с золотым шлемом» — поэт писал и неудачные стихи. Порою Бехера охватывала глубокая творческая неудовлетворенность. На несколько лет он умолк как поэт. В этот период он создал свой многотомный сборник афористических заметок и эссе «Опыты» — «Дневник 1950», «Защита поэзии» (1952), «Поэтическое вероисповедание» (1954), «Власть поэзии» (1955) и «Поэтический принцип» (1957), — где Бехер осмысляет место человека в новом обществе, проблемы развития социалистического искусства, вопросы поэзии, исходя из своего большого политического и литературного опыта.
Основою этих «размышлений поэта» являлся социалистический гуманизм, страстно отстаиваемый Бехером от нападок идеологов империализма. Пристально вглядываясь в процессы, происходящие в общественно-политической и культурной жизни страны, выступая против неверных взглядов, Бехер изучал новые возможности литературы и искусства, их связь с настоящим и прошлым, их роль в формировании социалистической личности. «Опыты» Бехера являются ценным вкладом в теорию социалистической культуры и эстетики, открывающим широкие перспективы, но одновременно это также и своеобразное подведение итогов и дальнейшая разработка собственной творческой концепции.
Изменившееся соотношение сил в мире в пользу социализма представлялось Бехеру подтверждением правильности итогов собственной жизни. Однако и противоречия нового общества, удел человека в старости, болезнь и смерть — эти темы также нашли свое выражение в стихах Бехера. Сложные мысли и чувства воплощены у Бехера в простой, непритязательной форме, что выявляет не только его близость лучшим традициям классической и романтической поэзии, но свидетельствует и о творческом освоении новаторских достижений поэзии XX века.
Поэтическое творчество и общественно-политическая деятельность Бехера