Поэтическое восприятие Родины в рассказе И. А. Бунина «Антоновское яблоки»
Описание родной природы занимает особое место в творчестве И. А. Бунина. Его детство прошло среди орловских лесов и полей, и красота русского края — то яркая, заметная, то скромная и печальная — навсегда покорила сердце писателя. Рассказ «Антоновские яблоки» — одно из самых лирических и поэтических произведений Бунина. Его можно назвать стихотворением в прозе.
Достаточно прочесть несколько строк, чтобы проникнуться очарованием ранней осени, ощутить всю прелесть короткой, но чудесной поры бабьего лета: «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах Антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег». Россия появляется у Бунина в прелести прохладных дней, покое полей, звенит удаленностью и широтой пространств. «Местность ровная, видно далеко. Небо легкое и такое просторное и глубокое…
Вокруг разбрасываются широкими косяками свежие, пышно-зеленые озимые… А в ясную даль убегают четко видные телеграфные столбы, и провода их, как серебряные струны, скользят по склону ясного неба». Писатель имел странное и редкое чутье на краски, тонко чувствовал все оттенки цветовой гаммы. «Краска рождает закат, свет — краску, а звук восстанавливает ряд удивительно точных картин», — писал К. Паустовский. Читая «Антоновские яблоки», убеждаешься в том, насколько верно отмечена эта особенность бунинской прозы.
Словно сам ощущаешь запах яблок, ржаной соломы, душистый дым костра, гигантские тени, движущиеся по земле. Из необъятного множества слов писатель безошибочно выбирает наиболее точные, сильные и живописные. И вот перед нами картина, написанная удивительно яркими и сочными мазками: «На ранней заре, когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, развернет, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловым туманом, сквозь который ярко блестит солнце, и не стерпишь — велишь поскорее седлать коня, а сам побежишь умываться на пруд.
Мелкие листья почти все облетели из прибрежных лоз…». Бунин одинаково остро и тонко видит все: и раннюю погожую осень, и среднерусское лето, и мрачную зиму. Российский пейзаж с его скромной застенчивой красотой нашел в нем своего певца.
Удивляет и восхищает прекрасное владение словом и тонкое чувство родного языка, характерные для Бунина.
Его проза имеет ритм и внутреннюю мелодию, как стихи и музыка. «Речь Бунина простая, почти скупая, чистая и живописная, — писал К. Г. Паустовский. — Но вместе с тем она необыкновенно богата в образном и звуковом отношениях — от пения до звона родниковой воды, от размеренной сдержанности к интонациям удивительно нежным, от легкого напева к библейским разоблачениям, а от них — к четкому, поразительному языку орловских крестьян». Поэтическое видение мира не вступает в рассказе Бунина в противоречие с жизненной реальностью. В нем мы встречаемся со многими людьми, портреты которых написаны с резкостью, порой ошеломляющей силой. Вот проходят перед нашим взором крестьяне — «живые девушки-однодворки», «барские в своих красивых и грубых, дикарских костюмах»,»мальчишки в белых размашистых рубашках». «Мелкопоместным» и их жизни писатель уделяет особое внимание.
Это Россия, которая уходит в прошлое. Время этих людей проходит. Бунин с нежной ностальгией вспоминает тетушки Анну Герасимовну и ее усадьбу. Запах яблок и липовых цветов воскрешает в его памяти старый дом и сад, «последних могикан дворового сословия» — бывших крепостных. Дом славился гостеприимством. «И уютно чувствовал себя гость в этом гнезде, под бирюзовым осенним небом».
А какой прекрасной кажется охота в прозрачные и холодные дни начала октября! Очень выразительный и эффектный портрет Арсения Семеновича, в усадьбе которого часто бывал герой рассказа. Судьба этого человека сложилась трагически, как и у многих мелкопоместных, обедневших до нищенства.
Томительно текут серые, однообразные будни «несложной и бессмысленной жизни», которую назначено тянуть жителю «дворянского гнезда, которое разоряется».
Но, несмотря на то, что такое существование несет признаки упадка и вырождения, Бунин находит в нем своеобразную поэзию. «Хороша и мелкопоместная жизнь» — говорит он. Исследуя русскую действительность, крестьянскую и помещичью жизни, писатель видит то, что до него никто не замечал: сходство как образа жизни, так и характеров мужика и господина: «Состав средней дворянской жизнь еще и на моей памяти, — недавно, — имел много общего с составом богатой мужицкой жизни по своей деловитости и сельском старосветском благополучии». Несмотря на элегичность и спокойствие повествования, в строках рассказа чувствуется боль за дух одичания и вырождения, за крестьянскую и помещичью Россию, переживавшую период падения, материального и морального. «Антоновские яблоки» — это выражение глубокой и поэтической любви к своей стране.
И. А. Бунин прожил сложную жизнь: он много видел, знал, работал, любил и ненавидел, иногда ошибался, но на всю жизнь его наибольшей и неизменной любовью была родина — Россия.
Поэтическое восприятие Родины в рассказе И. А. Бунина «Антоновское яблоки»