«Поэту » анализ стихотворения Некрасова
История создания
Стихотворение «Поэту » было написано в 1874 г. и опубликовано в №9 «Отечественных записок». В первой публикации не было подзаголовка, который появился в окончательной редакции, подготовленной в 1877 г.
Некрасов, как и большинство его современников, с благоговением относился к Шиллеру, считал его «великим гением». Тема поэта и поэзии прослеживается в творчестве как Шиллера, так и Некрасова. Для Некрасова Шиллер был идеальным поэтом, проповедующим те самые истину, любовь и красоту, которых не находил Некрасов в современном обществе.
Литературное направление и жанр
Некрасов создает в стихотворении «Поэту» образ поэта, играющего исключительную роль в воспитании общества . Это стихотворение считается эстетической декларацией Некрасова. Реализм стихотворения в его историзме.
Оно относится к жанру философской лирики.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения — высокое предназначение поэта в обществе.
Основная мысль: миссия поэта подобна пророческой. Как только смолкают поэты, толпа слепнет, погружается в темноту. Предназначение поэта — нести в мир гармонию и бороться со злом.
Некрасов призывает поэта не просто к активным действиям, но к войне: вооружись — казни — сорви венцы.
Стихотворение состоит из 6 строф. В первых двух лирический герой сокрушается о том, что в наш век певцы умолкли, некому напомнить человеку о его высоком призвании.
В следующих четырех строфах лирический герой призывает вдохновенного художника вернуться и выполнить свою высокую миссию — нести в мир те добродетели, которые у него в груди: истину, любовь и красоту.
Тропы и образы
Некрасов вслед за Пушкиным противопоставляет поэта толпе. Стихотворение Некрасова описывает, что будет с миром, в котором умолкнут поэты-пророки. Некрасов считает, что таково современное ему общество. Толпа отказалась от поэта — и он умолк.
Здесь прослеживается параллель с библейскими пророками, которые умолкали, а народ, не слыша воли Бога, погибал.
Падение современного общества Некрасов описывает, олицетворяя век, который по своей воле выбирает себе правителей — банкиров и палачей. Метафоры дают характеристику этому времени: век крови и меча, банкир на троне земли, палач провозглашен героем.
В противовес толпе поэт называется певцом мира, свободы, любви, доблести, гонимым жрецом искусства и даже божеством . Библейский образ пророка соединяется в поэте с античным образом жреца искусства. Для атеиста Некрасова поэт действительно занял место пророка и божества.
Лирический герой призывает певца исполнить свою миссию: напомнить человеку о его высоком призвании, засветить волшебный факел , вооружиться небесными громами , казнить все пороки общества .
Некрасов призывает изменить современность, лишенную откровений певца. Он описывает такой мир как путь вражды , противопоставляя его пути любви и братства, «стяжанного усильями веков» . Этот путь любви веками прокладывали поэты, сегодня, с точки зрения Некрасова, замолчавшие.
Слепоту толпы в стихотворении Некрасова может излечить факел, зажечь который призывает лирический герой. Мотив божественного зрения и даже оживления мертвых глаз приобретает символический смысл нравственного прозрения. Некрасов считает поэта-певца посредником между высоким и низменным.
Он призван взнести на высоту падший дух человечества .
Положительные возвышенные эпитеты противопоставлены в стихотворении отрицательным со значением умирания: высокое призвание, художник вдохновенный, волшебный факел — рука дерзновенная, гибнущая толпа, падший дух, мертвые очи, предательские головы.
Поскольку миссия поэта для Некрасова божественна, он использует в стихотворении старославянизмы: провозгласил, божество, падший, вдохновенный, взнеси, очами, созерцать.
В последней строфе указывается источник света, который певец несет в мир, гармонизируя его. Источник в душе поэта — «трон истины, любви и красоты» . Трону земли, на котором сидят человеческие пороки, описанному в первой строфе, противопоставлен трон в душе отдельной личности, певца.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано пятистопным ямбом. Рифмовка перекрестная, женская рифма чередуется с мужской.
«Поэту » анализ стихотворения Некрасова