Поэзия для детей в русской литературе
Совершенно новые задачи стояли в 20-е и 30-е годы и перед русской поэзией. Они вытекали из требования воспитывать в юном поколении качества нового человека. Чтобы создать новую поэзию для детей, нужно было, опираясь на опыт русской классической поэзии, отказаться от упрощенного изображения жизни, от бессодержательных и статичных по сюжету стихов, которыми пестрели страницы старых журналов.
Известный поэт-сатирик Саша Черный высмеял в пародии «Сиропчик» дореволюционных детских поэтесс:
Дама, качаясь на ветке, Дети, в оконные рамы Пикала: «Милые детки! Хмуро уставясь глазами, Солнышко чмокнуло кустик, Полны не печали, Птичка оправила бюстик Даме в молчанье внимали, И, обнимая ромашку, И вдруг зазвенел голосочек: Кушает манную кашку». «Сколько напикала строчек?»
Однако кое-какие из малохудожественных стихов проникали и в издания 20-х годов. Вот, к примеру, «производственные» стихи для дошкольников:
Не забудьте и меня! Не какая-нибудь я! А я — «Шестерня»! Я — сознательная.
Пыталась печататься М. Соловьева-Аллегро, писавшая до революции и «перестроившаяся» после нее. Она сочинила стихотворение о двух котах — ленивце и трудолюбивом. О последнем она говорит так:
Ну а если и крыс он поймает, тогда Назовем его просто героем труда.
Конечно, не этот путь приспособленчества, натягивания старой формы на новое содержание стал основным путем развития поэзии в 20-е годы. Для детей начинают писать подлинные мастера поэзии. Ведущим стал путь, по которому шли В. Маяковский, К. Чуковский, С. Маршак и многие другие. С приходом в поэзию для детей В. Маяковского получила истиино художественное воплощение социально-политическая тема .
К. Чуковский, борясь против статичности и вялости в поэзии, использовал свои наблюдения над тем, как дети сами создают стихи и как воспринимают поэтическое слово. Интересам детей отвечали задорные, игровые, юмористические и в то же время воспитывающие стихи. Журнал «Детская литература», осмысливая созданное писателями 20-х годов в области поэзии, отмечал: «Дети сами выбирали себе поэзию, дети инстинктивно тянулись к комическому фольклорному стиху»‘.
Выбор юмористических средств зависит от того, какому детскому возрасту адресована книга, какие явления жизни становятся объектом юмора. Это хорошо чувствуется по книжкам К. Чуковского, С. Маршака, Д. X а р м с а, А. Введенского, С. Черного, Ю. Владимирова. Вот небольшое шутливое стихотворение С. Черного, написанное им в 1921 году:
Ну-ка, дети! Нет, ни лев, ни слон… Храбрее всех, Кто храбрее всех на свете? малыш, Так и знал — в ответ все хором Мышь! нараспев: Сам вчера я видел чудо, «Лев!» Как мышонок влез на блюдо Лев! Ха-ха… Легко быть храбрым, И у носа спящей кошки Если лапы шире швабры.
Не спеша поел все крошки — что!
В нем есть еще некоторая традиционность диалога старшего с младшим, но звучные, веселые ритмы, близкое к разговорной речи построение фраз, неожиданный юмор нравятся детям. Опираясь на фольклорные считалки и «перевертыши», Юрий Дмитриевич Владимиров писал для дошкольников забавные, юмористические стихи:
Я на рынок послал чудаков. Дал чудакам пятаков: Один пятак — на кушак, Другой пятак — на колпак, А третий пятак — цак.
А. Введенский отличался любовью к повторам, параллелизму в стихотворной речи, к использованию детского языка:
Дядя Боря говорит, что Оттого он так сердит, что Кто-то на пол уронил Банку, полную чернил, И оставил на столе Деревянный пистолет, Жестяную дудочку И складную удочку. Удирает серый кот, пистолета не берет, Убегает черный пес, отворачивает нос, Разлетелись курицы, бегают по улице. Толстый, важный, как сундук, только фыркает индюк Не желает дудочки, не желает удочки.
А. Введенский работал в жанре баллады, веселых стихов, бытовой и революционной поэзии.
Серьезную работу над стилем проводит Даниил Хармс -1942 гг.). Действие в его стихах часто развертывается замедленно, оно рассчитано специально на восприятие дошкольника. Каждая строка — событие и игра.
Очень характерно в этом отношении стихотворение-скороговорка «Иван Топорышкин». В основе стихов Хармса твердая, сжимающая стихотворение схема повторов и параллелизмов. Схема точная, с ясными поворотами смысла. Правильное, почти математически выверенное чередование ритмических, синтаксических и логических единиц.
И в то же время новое смысловое наполнение. У Хармса игра словом не формалистическая, а педагогически оправданная, имеющая задачей развитие различных представлений у ребенка:
Вот и дедушка пришел, Очень старенький пришел, В туфлях дедушка пришел…
Кто пришел, какой дедушка, в чем он — на три вопроса отвечают эти строки стихотворения Хармса «Иван Иваныч Самовар». В то же время они в совокупности создают выразительный портрет дряхлого дедушки в домашних туфлях. Д. Хармс, А. Введенский, Ю. Владимиров своим творчеством утверждали, что веселой может быть детская книжка на любую тему: научно-познавательную, социально-бытовую, историческую, революционную.
Их стихи доказывали, что художественное произведение, написанное для дошкольника, должно организовывать эмоции, давать ритм переживаний, доставлять радость, через игру вызывать любовь к труду и познанию. В конце 20-х и особенно в 30-х годах в поэзии ведущее место принадлежит образу современного героя, теме социалистического строительства и воспитания коммунистической морали. С. Маршак ведет с маленькими детьми поэтическую беседу о современных людях и событиях . А. Барто пишет стихи и стихотворные повести о детях Русской страны и за рубежом.
С. Михалков создает образ положительного героя в веселой сказочной поэме . Значительный вклад в детскую поэзию внесли стихи и поэмы Л. Квитко, Н. Саконской и др. Они учат поэтически видеть мир, любить советскую родину.
Поэзия для детей в русской литературе