Поэзия Маяковского «агитатора, горлана, главаря»
Гражданская война с ее победами и лишениями, голод в Поволжье, борьба с разрухой, попытки капиталистических стран задушить молодое Советское государство, ноты Керзона, Генуэзская конференция, жизнь и деятельность В. И. Ленина, борьба с религией, хулиганством, пьянством, мещанством, трудовой подвиг людей, строящих социализм, споры о состоянии и задачах советского искусства — все это и многое-многое другое нашло отражение в поэзии Маяковского. Его лирика представляет собой своеобразную художественную летопись тринадцати героических лет жизни страны. Она запечатлела не только главнейшие события, но и духовную атмосферу этого великого и неповторимого времени. Нужно сказать, что и в эти годы лирика Маяковского не была неизменной. Как одна из форм подлинно революционной, социалистической поэзии, она прошла период своего становления, возмужания и расцвета.
Лирические произведения Маяковского первых лет революции были далеки от конкретно-реалистического отражения новой действительности. Космически — масштабные образы его стихов, таких, например, как «Потрясающие факты», «Мы идем», «III Интернационал» и др., не передавая черт жизненной реальности того периода в полноте и неповторимости ее конкретных проявлений, выражали собой дух времени, его приподнято-героическую атмосферу, готовность трудящихся масс к небывалым подвигам, убежденность в том, что дело революции скоро восторжествует во всем мире и сразу же наступит новая, фантастически прекрасная жизнь.
Наряду с этим лирике Маяковского тех лет были присущи иллюзии, рожденные своеобразием времени. Ему казалось, что революция, меняя социальные устои жизни, производя переоценку многих исторических и духовных ценностей, отбрасывает как ненужное или менее важное, чем революционное действие, то, с чем обычно связан человек в процессе своего существования, — природу, многолетнюю историю человечества, предшествующий художественный опыт.
Поэт был склонен понимать действительность искусства только в утилитарно-конкретном смысле. Маяковский полагал также, что на фоне грандиозного размаха и мощи революционных преобразований, определяемых деятельностью миллионов, усилия отдельной человеческой личности растворяются в действии масс, индивидуальное полностью поглощается коллективным. С этим связано и стремление поэта несколько приглушить свое лирическое чувство, что проявилось, например, в поэме «150000000» и некоторых других произведениях. Конечно, многие из этих поэтических убеждений, на которых сказывались отчасти футуристические теории, получившие в те годы довольно широкое распространение, нельзя понимать буквально.
В них, несомненно, есть момент художественного преувеличения, вызванного желанием автора как можно отчетливее выразить свою мысль. Но тем не менее бесспорно, что во взглядах Маяковского на революционный процесс была известная односторонность, обусловленная в значительной лире своеобразием самой эпохи. Были у В. Маяковский него и некоторые заблуждения и иллюзии, от которых он довольно быстро, в результате укрепления и углубления его связей с жизнью, смог освободиться. Частично, однако, они давали о себе знать и в последующие годы.
Поворотным моментом в развитии поэта явилась работа над поэмой «Владимир Ильич Ленин», в которой исторический процесс воссоздан в своих главнейших тенденциях и конфликтах, где настоящее, прошлое и будущее оказываются связанными между собой чертами исторической преемственности. Хотя поэма в основе своей — эпическое произведение, ее пронизывает лирическая стихия. Окрашивая все повествование, лирическая энергия порой как бы концентрируется, находя выражение в форме своеобразных раздумий. В этих лирических размышлениях — самые глубокие, волнующие мысли и чувства поэта.
Как известно, Маяковскому постоянно приходилось выслушивать упреки со стороны эстетствующей критики. Упорно не замечая художественной силы его стихов, она видела в них лишь голую публицистику. Отвечая в поэме о Ленине на эти нападки, Маяковский со страстью защищает право поэта на создание боевого политического искусства: Капитализм — неизящное слово, куда изящней звучит — «соловей», но я возвращусь к нему снова и снова. Строку агитаторским лозунгом взвей. Я буду писать и про то и про это, но нынче не время любовных ляс. Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс.
Все лирические монологи связаны между собой; у них один источник — лирический герой поэмы. Это не просто бунтарь из ранних произведений, одиночка, бросающий вызов миру. У лирического героя поэмы есть важная особенность — его устами Маяковский говорит и от своего имени, и от имени миллионов. Внутренний мир лирического героя раскрывается в переживаниях, которые совпадают с мыслями и чувствами масс.
Поэзия Маяковского «агитатора, горлана, главаря»