Полемика с неоромантическими представлениями в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!»
План Метафизика «войны» и «мира» в романе Поэтика романа
Окончательная редакция в Париже 1929 г. Хемингуэй считал, что роман не о войне, т. к. писать о ней «узко» бессмысленно. Роман о человеке в мире. «П. О» Х. писал, когда был разочарован во всем мире, поэтому главный герой одинок, лишен связей с миром.
Основная тема — напоминание людям о войне, вынудить их трезво смотреть на факт неизвестной смерти, последствия войны. Х. считал, что смерть и война — неестественные процессы. «Кроме первых трех лет после написания книги почти все время где-нибудь идет война. Писатель не может оставаться равнодушным к тому непрекращающемуся наглому, грязному преступлению, которое представляет собой война. Тем ближе к передовой, тем замечательнее люди. Все, кто наживается на войне, должны быть расстреляны в первый же день военных действий» (из предисловия). В П. О. появляется ощущение бесконечности исторического процесса, тема войны, которая никогда не кончается. «Прощай оружие» (смысл назв.): солдаты бросили оружие, начали отступать — офицер «Зря они бросили оружие, война все равно никогда не кончится».
Жизнь — трагедия, конец которой предрешен.
Х. уделяет особое внимание разговорам о жизни и смерти.
Серия войн — это вызов достоинству, мужеству человечества. Человек демонстрирует чудо стойкости, умение все вытерпеть.
Гл. герой Фредерик Генри отправляется на войну, никаких фактов о нем нет. Для него война — это просто слово. Он многое воспринимает как игру, он любуется собой, считает, что лучше интрига с красивой медсестрой, чем публ. дом.
Война оказывается возможной, потому что народ не знает другого способа спокойного принятия смерти. И Фредерику кажется, что он участвует во второй Столетней войне, потому что кажется, что война никогда не кончится.
Х. настаивает на естественном описании поля сражения для естественности, а не для историков. Он все время борется с моральным сознанием, в этом отношении он солидарен с Ницше. Моральное сознание — ненависть к словам, излагающие моральные ценности (священность, слава, жертва, подвиг, доблесть, святыня — пустой звук).
«Потерянное поколение»: пустые люди, не верят ни во что, ничего не хотят, не имеют никаких ценностей. Бесплодие во всем. Отцы носители морали следовательно конфликтуют с потерянным поколением.
Кэтрин отказывается идти замуж, поскольку тогда их разлучат, не смотря на беременность. (в результате разлучает смерть). Смерть сопутствует жизни (Кэтрин умирает при родах). Не стоит радоваться ни при рождении новой жизни, ни при чьей-то смерти. И Фред. уже ничего не чувствует, не переживает, хотя сильно любил Кэтрин. Любовь не побеждает смерть.
Символы — изображение Святого Антония, которое Кэтрин надевает на Фредерика. Дождь — его боится Кэтрин, она и умирает в дождь.
Полемика с неоромантическими представлениями в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!»