Полиграф Полиграфович Шариков — бывший пес из повести «Собачье сердце»
Основу характера и мировоззрения Шарикова составляют личности, во-первых, пса Шарика, а во-вторых алкоголика, быдла и маргинала Клима Чугункина. Помимо этого, на сознание Полиграфа Полиграфовича влияет Швондер и пролетариатские лозунги.
Источник: Повесть «Собачье сердце» Автор: М. А. Булгаков
Виды: Персонажи произведений М. А. Булгакова, Злодеи советского кино, Быдло в отечественном кинематогрофе, Эпиграф — Собаки — герои кино и литературы Все началось с того, что профессор Преображенский подбирает бездомного, измученного тяжелой жизнью, больного пса. Пес нужен для революционного научного эксперимента. «Лабораторная собака, приблизительно 2-х лет от роду. Самец.
Порода — дворняжка. Кличка — Шарик. Шерсть жидкая, кустами, буроватая, с подпалинами, хвост цвета топленого молока. На правом боку следы совершенно зажившего ожога. Питание до поступления к профессору плохое, после недельного пребывания — крайне упитанный.
Вес 8 килограммов (знак восклицательный). » «…произведена первая в Европе операция по профессору Преображенскому: под хлороформенным наркозом удалены яичники Шарика и вместо них пересажены мужские яичники с придатками и семенными канатиками, взятые от скончавшегося за 4 часа 4 минуты до операции мужчины 28 лет и сохранявшиеся в стерилизованной физиологической жидкости по профессору Преображенскому.
» Для пересадки органов был взят беспартийный пьяница и пролетарий Клим Чугункин «Клим Григорьевич Чугункин, 25 лет, холост. Беспартийный, сочувствующий. Судился 3 раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий — условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия — игра на балалайке по трактирам.
Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь).
Причина смерти — удар ножом в сердце в пивной «Стоп-сигнал» у Преображенской заставы.» Собака, к удивлению ученых, стала превращатьcя в человека.
Так и возник новый советский гражданин — Полиграф Полиграфович Шариков. Фамилию Шариков берет наследственную, а имя и отчество выбирает по календарю. Новый человек оказывает воплощением быдла, невежества, грубости и наглости. Кроме того, он попадает под влияние Швондера. Он очень любит выпить, не любит работать. Нагло врет. Не считает образованность и культурность важными качествами.
«- Уж, конечно, как же… — иронически заговорил человек и победоносно отставил ногу, — мы понимаем-с!
Какие уж мы вам товарищи! Где уж! Мы в университетах не обучались, в квартирах по 15 комнат с ванными не жили! Только теперь пора бы это оставить. В настоящее время каждый имеет свое право…» Рассуждая о высоких материях предлагает примитивные решения.
Это свойственно быдлу — толком ничего не умея и ничего не зная — размышлять о высоких материях и еще спорить об этом с более образованными людьми. «- Уж и так читаю, читаю… — ответил Шариков и вдруг хищно и быстро налил себе полстакана водки. — Эту… Как ее… переписку Энгельса с этим… как его, дьявола? — с Каутским. — Позвольте узнать, что вы можете сказать по поводу прочитанного? — Да не согласен я. — С кем? С Энгельсом или с Каутским?
— С обоими, — ответил Шариков. — Это замечательно, клянусь Богом! «Всех, кто скажет, что другая…» А что бы вы со своей стороны могли предложить? — Да что тут предлагать…
А то пишут, пишут… конгресс, немцы какие-то… Голова пухнет. Взять все да и поделить…» Постепенно Шариков превращается в настоящего члена общества. Получает должность — начальник отдела очистки, занимается ловлей бездомных кошек и даже с трибуны толкает какие то речи. Абсолютно не чувствует никакой благодарности к профессору Преображенскому.
Нагло отстаивает свои права на жилплощадь. Приводит в квартиру каких то бичей. Все время намекает на зажиточность профессора и его интеллегентские привычки. «- Вот все у вас как на параде, — заговорил он, — салфетку — туда, галстук — сюда, да «извините», да «пожалуйста-мерси», а так, чтобы по-настоящему, — это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме.» Даже пишет на него донос.
Несмотря на превращение в новую личность Шариков сохраняет черты своих «предков». На нем заводятся блохи, он ненавидит кошек и имеет на них чутье. Любить выпить и отлично играет на балалайке и знает уличные похабные частушки.
В фильме, в отличии от книги, есть момент, когда Шариков подходит ночью со свечкой к зеркалу и с тоской смотрит во что он превратился. Взгляд его ставновится задумчиивым и грустным. Профессор Преображенский говорил, что такого симпатичного пса превратили в такую мерзкую личность. В итоге, Шариков, почуствовав свою силу в пролетарском обществе, поднимает бунт против своего создателя. Профессор, вместе с Борменталем, превращает его обратно в собаку.
Кто знает…если бы как сказал Борменталь, взять бы не Чугункина, а Спинозу…
Цитаты:Эпиграф —
Неужели я обожру Совет Народного Хозяйства, ежели в помойке пороюсь? Жадная тварь! — «Нигде, кроме…» такой отравы не получите, как «…в Моссельпроме! «. — Отдайте ее мне, зачем вам гнилая лошадь — Похабная квартирка!.. — Ошейник — все равно что портфель… — Абыр. Абыр-валг!
— Примус! Признание Америки!
Москвошвея! Пивная! Еще парочку! Буржуи! Не толкайся, подлец, слезай с подножки! Я тебе покажу, твою мать!
— В очередь, сукины дети, в очередь! — Дай папиросочку, у тебя брюки в полосочку! — Отлезь, гнида. — Обыкновенная прислуга, а форсу — как у комиссарши. — Что-то вы меня, папаша, больно утесняете. — Что ж ему говорить… Да вы напрасно его прелестным ругаете.
Он интересы защищает. — Бить будете, папаша? — Да она меня по морде хлопнула, — взвизгнул Шариков, — у меня не казенная морда! — Вчера котов душили-душили…
Полиграф Полиграфович Шариков — бывший пес из повести «Собачье сердце»